Депутаты обсуждают новые наказания для иностранных интернет-компаний.
В Госдуме хотят ужесточить ответственность иностранных интернет-компаний за неисполнение российского законодательства. Для этого на основе экспертных предложений готовится законопроект, который может повысить фиксированные и ввести оборотные штрафы, а также допустить замедление трафика сервисов в России по решению суда. В первую очередь нововведения могут коснуться Facebook и Twitter, не исполняющих требования по локализации данных россиян. Взамен им могут упростить процедуру регистрации в России и предложить льготы за создание совместных предприятий (СП).
Комитет Госдумы по информационной политике, технологиям и связи разрабатывает законопроект, который ужесточит ответственность зарубежных интернет-компаний за неисполнение российского законодательства в части хранения персональных данных, удаления противоправного контента и неуплаты налогов с деятельности на территории страны, рассказал источник “Ъ”. По его словам, речь идет о повышении фиксированных штрафов и введении штрафов с оборота в России или даже в мире, а также применении технических мер, например замедления трафика передачи данных. Финальная версия документа может быть официально внесена в октябре.
Предложения, по данным “Ъ”, готовит группа экспертов во главе с председателем комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александром Журавлевым.
Он подтвердил “Ъ”, что предложения в первую очередь направлены на стимулирование иностранных компаний, включая Facebook, Twitter и Apple, открывать полноценные представительства в России и хранить здесь данные.
Facebook и Twitter 13 февраля были оштрафованы судом Таганского района Москвы за неисполнение требований по локализации данных российских пользователей. Компании не оплатили штрафы в 4 млн руб. (см. “Ъ” от 28 мая), за повторное нарушение может последовать штраф до 18 млн руб. Очевидно, что текущие санкции не работают, поэтому предлагаются новые меры в виде ограничения трафика, говорит Александр Журавлев. «Чтобы не вызвать злоупотребления, мера может применяться только в случае вступления в силу акта суда или органа исполнительной власти»,— отметил он.
Предложения поступили в комитет по информполитике, подтвердил “Ъ” его глава Александр Хинштейн. Он также обеспокоен отсутствием представительств иностранных интернет-компаний в России и тем, что многие из тех, кто имеет структуры в России, «не всегда ведут всю коммерческую деятельность через них». Пока варианты регулирования только обсуждаются, часть из них потребуют одобрения правительства и Минфина. Снижать качество доступа к ресурсам, нарушающим законодательство, и давать приоритет отечественным сервисам уже предлагал депутат Госдумы Антон Горелкин, сообщал “Ъ” 31 марта.
Есть и компании с активными представительствами в России, которые не исполняют требования регулятора, отмечает замдиректора по правовым вопросам Института развития интернета Борис Едидин. Например, сервис личных водителей Wheely по решению суда от 7 августа должен приостановить работу на 90 дней из-за отказа передавать данные о поездках, но фактически доступен для пользователей. Поэтому необходимы нестандартные решения, соглашается эксперт, приводя в пример требование по проведению расчетов в российских банках или запрет на размещение рекламы.
Но ужесточение штрафов для компаний без представительств не будет эффективным, поскольку взыскать их невозможно, отмечает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Льготы для СП, уверен он, не приведут к массовой регистрации иностранных сервисов в РФ, если будет ограничено иностранное участие, а чтобы реализовать предложение об ограничении трафика пока нет технических решений.