Суд впервые потребовал удалить пиратское приложение.
Мосгорсуд обязал американскую Google заблокировать мобильное приложение «Music Downloader». Это первое в России решение о блокировке пиратского приложения в рамках закона, вступившего в силу в октябре 2020 года. Теперь правообладатели ждут, как подобные решения будут исполняться на практике.
Мосгорсуд 11 декабря удовлетворил требование S.B.A. Music Publishing (входит в Warner Music Russia) к Google LLC о блокировке приложения «Music Downloader — Free MP3 Downloader», рассказали “Ъ” в пресс-службе суда. В исковом заявлении (есть у “Ъ”) компания просила обязать Роскомнадзор «прекратить создавать условия» для распространения нелегальных копий трех песен российской группы Cream Soda в этом приложении. В Warner и Google отказались от комментариев.
Как заявил “Ъ” гендиректор Semenov & Pevzner (представляет истца) Роман Лукьянов, это первое в России решение по новому закону о блокировке приложений, нарушающих авторские права. Он вступил в силу 1 октября. Согласно принятому механизму, Роскомнадзор после обращения правообладателя и решения суда направляет владельцу магазина приложений, например App Store, Google Play или Huawei AppGallery, уведомление о нарушении авторских прав в конкретном приложении. Затем владелец магазина должен уведомить владельца приложения о необходимости ограничить доступ к пиратскому контенту. Если последний не сделает это за сутки, магазин его блокирует, в противном случае требование о блокировке приходит операторам связи.
Ситуация, при которой производители контента вынуждены обивать пороги судов из-за каждой пиратской ссылки, абсолютно ненормальна, — Андрей Кричевский, гендиректор Российского союза правообладателей, в интервью ТАСС в декабре 2019 года.
Как сообщал “Ъ” 2 октября, уже в день вступления закона в силу сразу три крупных лейбла — Sony Music Entertainment, S.B.A. Music Publishing и Universal Music — подали иски об обеспечительных мерах в отношении мобильных приложений с нелегально размещенными песнями Элджея, Артура Пирожкова и Светланы Лободы. Требования были предъявлены к Apple, так как песни были размещены в приложениях из App Store «Музыка офлайн скачать музыку», PewPee и «iMus — музыкальный плеер». Заявление S.B.A. Music Publishing к Google было подано позднее, но в итоге его рассмотрели быстрее всего.
В Apple не ответили на запрос “Ъ”. AppGallery принимает все меры для пресечения распространения пиратского контента, заверил вице-президент экосистемы Huawei в регионе Евразия Михаил Комков.
Первое решение важно, потому что не было уверенности, будут ли «проходить» такие иски вообще, пояснил Роман Лукьянов.
«Раньше иски подавались к владельцам ресурсов и хостерам, сейчас появился новый тип ответчика — владелец магазина приложений. Теперь понятно, что просьба заблокировать пиратское приложение может быть удовлетворена»,— рад он. Механизм ценен тем, что правообладатели смогут быстро и легко блокировать целый канал распространения пиратского контента, согласен партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. Наиболее востребованной эта практика будет для разработчиков мобильных игр, полагает он.
Первое решение спровоцирует волну аналогичных исков, но их будет гораздо меньше, чем заявлений о блокировке сайтов, ведь пиратских приложений в целом меньше, считает Роман Лукьянов. К тому же в рамках магазинов приложений эффективно работает процедура DMCA, основанная на американском законе об авторском праве, указывает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Прослушивание музыки и потребление другого контента уходят в смартфоны, туда мигрируют и пираты, так что новый механизм будет востребованным у правообладателей, полагает зампред комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. Но, например, если пиратское приложение было переименовано, придется подавать новый иск — так приложения смогут уходить от блокировки, предупреждает он. Важнее, добавляет глава Ассоциации по защите авторских прав в интернете Максим Рябыко, решатся ли суды блокировать приложения на постоянной основе, и то, как такие решения будут исполняться на практике.