Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Можно ли в СМИ показывать сцены курения?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

В Рязани Роскомнадзор привлекает редакции к административной ответственности за опубликованный на их сайтах фильм Ксении Собчак “Скопинский маньяк: разговор на свободе”. Основание — в фильме используется нецензурная лексика и есть сцены курения. Если с матом все понятно: использование нецензурной лексики в СМИ запрещено, то относительно сцен курения все не так просто. Рассказываем, что именно и в каких случаях запрещено ↓

 

КУРЕНИЕ И СИГАРЕТЫ В РЕКЛАМЕ

Согласно Закону “О рекламе” в России запрещена любая реклама табака, табачной продукции или изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции и курительных принадлежностей, включая трубки и зажигалки (ст. 7 Закона “О рекламе”).

Кроме того, в любой рекламе нельзя демонстрировать процесс курения (ст. 5 Закона “О рекламе”).

 

КУРЕНИЕ И СИГАРЕТЫ В СМИ

→ Демонстрация сцен курения в произведениях, созданных после февраля 2013 года

В 2013 году в России начал действовать закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Статья 16 этого закона запрещает демонстрировать сцены курения во вновь созданных теле- и и видеофильмах, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах. Этот запрет относится не только к произведениям, опубликованным в СМИ, но и к театральным постановкам, фильмам, видео, которые публикуются на обычных сайтах.

Что именно нельзя показывать?

  • табачные изделия или никотинсодержащую продукцию,
  • устройства для потребления никотинсодержащей продукции,
  • кальяны,
  • процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

Исключения

Этот запрет не распространяется на два случая:

  1. Если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла. Но будьте осторожны: доказать, что сигарета или курящий человек — часть художественного замысла, сложно.
  2. Показывать табачные изделия, курящих людей и т.д. в СМИ можно в рамках информационных кампаний о вреде курения.

→ Демонстрация сцен курения в произведениях, созданных до 2013 года

Если фильм (интервью или любое другое произведение) был создан до вступления в силу Закона “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…” и в нем есть сцена курения, то при его демонстрации обязательно должна быть специальная пометка о вреде курения. Это предупреждение может появляться в начале видео или во время демонстрации запрещенных сцен. Пометка может быть как в виде бегущей строки, так и в виде дисклеймера.

 

БЕЛОЕ ПЯТНО

В Законе “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…” в списке произведений, в которых не могут быть показаны процесс курения или сигареты, нет фотографий. Получается, что с точки зрения закона прямого запрета на изображение курящих людей нет. Но с другой стороны, нет и практики, поэтому точно сказать, будет ли это рассматриваться как нарушение, нельзя.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ