Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Фотостоки: как использовать изображения и не нарушать авторское право

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Юристы объясняют, какие фотографии можно использовать, и как их подписывать 

Использование фотостоков — настоящий выход в ситуациях, когда в штате нет собственного фотографа, а иллюстрации для сайта или соцсетей нужны. Множество фотостоков на самых разных условиях дают доступ к миллионам картинок. Но разобраться в правилах работы конкретного сервиса бывает сложно. Вместе со старшим юристом «Центра защиты прав СМИ» Светланой Кузевановой разбираемся, на что обращать внимание при работе с фотостоками, чтобы не нарушить авторское право и лицензионное соглашение.

Где можно брать фотографии?

Если вам нужно проиллюстрировать свой материал или добавить картинку на сайт в качестве оформления, то проще всего поискать иллюстрацию в Интернете. Но тут важно помнить: не все, что размещено в сети, можно использовать свободно. Просто зайти, например, на «Яндекс.Картинки» и взять понравившуюся фотографию или иллюстрацию нельзя. С огромной долей вероятности у нее будет автор или правообладатель, которые могут предъявить вам претензии за использование своего произведения. Поэтому публиковать фотографии, взятые в Интернете, можно только с письменного разрешения автора.

Выход — использовать фотографии и иллюстрации, которые размещены на фотостоках (часто их еще называют фотобанками). Фотосток — это хранилище фотографий и иллюстраций. На сайты их загружают авторы произведений, соглашаясь с тем, что их работы будут использоваться другими лицами на определенных условиях. Следовательно, это одновременно легкий и относительно безопасный способ найти снимки для сайта или страниц в социальных сетях.

Есть ли какие-то универсальные правила?

Большинство фотостоков работают по единому принципу: авторы загружают на сайт свои произведения, а пользователь может приобрести права на использование фотографии или видео. Условия прописываются в лицензионном соглашении — ссылка на него обычно располагается в подвале сайта. Единственное универсальное правило состоит в том, что это соглашение обязательно нужно прочитать перед использованием сайта и произведений, взятых на нем.

Несмотря на то, что правила часто похожи, есть нюансы. Именно из лицензионного соглашения станут понятны все условия. Например, можно ли использовать произведение в коммерческих целях, можно ли его перерабатывать и изменять, как подписывать авторство, чего делать нельзя. Если не соблюдать правила, установленные лицензией, можно получить претензию.

Какие бывают стоки и лицензии?

Стоки бывают платными и бесплатными. Бесплатные стоки в большинстве случаев разрешают:

  • использовать произведения в некоммерческих и коммерческих целях;
  • вносить изменения в произведение;
  • не указывать автора и ссылку на сервис.

Такие правила, например, действуют на фотостоке Pixabay.

На платных стоках зачастую у пользователя есть возможность приобрести разные лицензии. Так работает, например, Shutterstock. На этом сайте пользователь может купить произведения по стандартной и расширенной лицензиям.

При покупке произведения пользователь более защищен. В большинстве случаев за деньги человек получает пакет документов, например, лицензионный договор, который подтверждает право на использование купленных фотографий. На бесплатных стоках такой возможности зачастую нет, а в случае если автор предъявит претензии, вам придется самому доказывать, что вы взяли снимок на фотостоке.

Какие бывают лицензии?

Важно понимать, что правила использования произведений и лицензии на зарубежных стоках базируются либо на международных нормах и стандартах, либо на законодательстве той страны, где работает банк. Эти правила не всегда идентичны требованиям, которые содержит российский закон. Большинство зарубежных стоков работают по давно устоявшимся лицензиям, из них чаще всего используются Royalty Free и Rights Managed.

  • Royalty Free — лицензия, покупая которую, пользователь получает право использовать произведение множество раз всеми разрешенными способами. Это не исключительная лицензия, а значит, автор может продавать свое произведение разным пользователям сколько угодно раз.
  • Rights Managed — это исключительная лицензия с управляемыми правами. При покупке произведения по этой лицензии пользователь получает право использовать снимок на конкретных условиях. Например, могут устанавливаться время и способ использования произведения, география, тираж и прочее.
  • Editorial license — редакционная лицензия, которая дает право использовать изображение исключительно в образовательных и информационных целях (нельзя использовать, например, в рекламе и в других коммерческих целях). Часто на стоках произведения, которые распространяются по этой лицензии, отмечаются пометкой «только для редакционного использования». Такую пометку можно увидеть, например, на Adobe Stock. В этом случае произведения можно использовать исключительно «в связи с событиями или темами, представляющими общественный интерес или заслуживающими публикации, как правило, в газетных и журнальных статьях, новостных блогах и аналогичных средствах массовой информации».

В российском законодательстве есть всего два вида лицензий — простая не исключительная и исключительная. Если говорить проще, то первая по своим условиям похожа на Royalty Free, а вторая на Rights Managed, но сказать, что это одно и то же, нельзя.

Однако в лицензионных соглашениях эти термины используются очень редко. Чаще сервисы предлагают купить стандартную лицензию и расширенную. В большинстве случаев они представляют собой Royalty Free и Extended Royalty-free (расширенная). Читайте правила в лицензионном соглашении на каждом конкретном сервисе. Например, стандартная лицензия на сайте Adobe Stock позволяет использовать изображения бессрочно, но тираж печати не может превышать 500 000 экземпляров, кроме того, нельзя использовать изображения на элементах, предназначенных для продажи. Например, изображение нельзя напечатать на сумке, которую вы планируете продавать. Для этого нужно приобрести расширенную лицензию.

Какую лицензию выбрать?

Самая подходящая лицензия — стандартная, она же Royalty Free. Если проводить аналогию с российским законодательством, то больше всего такая лицензия похожа на простую не исключительную.

Такая лицензия дает право использовать фотографии и видео на условиях, которые определяет сток. С этими условиями надо внимательно ознакомиться, чтобы потом не допустить нарушений и не подвергнуть себя риску получения претензий от автора.

Важно проверить: в каких целях сток разрешает использовать фотографию (указана ли среди них коммерческая, например, или допускается только некоммерческое использование); в течение какого времени и какое количество раз можно использовать фото (однократно или многократно); как правильно указать автора фотографии, можно ли перерабатывать или как-то менять произведение, например, кадрировать и накладывать на него текст. Все эти условия важно соблюдать для снижения рисков нарушения авторских прав и получения претензии.

Как подписывать фотографии со стоков?

Универсальных правил нет. Каждый сервис сам устанавливает и ситуации, в которых нужно указывать автора и ссылку, и форму подписи. Их можно найти в лицензионном соглашении или в разделе с часто задаваемыми вопросами.

Некоторые стоки вовсе разрешают не указывать источник фотографии. Например, при использовании изображений с сайтов Pixabay или Unsplash указание автора или гиперссылки на ресурс не обязательны (но приветствуются).

Если вы используете произведения, купленные на платном стоке, например, на Adobe Stock, то авторство и ссылку указывать в большинстве случаев тоже не надо. Исключение — если вы хотите опубликовать изображения с пометкой «только для редакционного использования». В этом случае необходимо указать автора в формате «название агентства / имя автора, ссылка stock.adobe.com». Такие же требования и при использовании произведений с сайтов Depositphotos и Shutterstock.

Важно понимать, что это требования площадок. А вот по российскому законодательству указание авторства — обязательное условие законного использования чужих произведений. Поэтому мы советуем указывать автора всегда, когда вы используете чьи-то произведения. Сделать это можно в таком формате: «Фото: Имя или ник автора / название фотостока».

Как использовать фотографии со стоков, на которых есть люди?

Это сложный вопрос. Обычно подтверждать, что изображенный на фото человек дал согласие на публикацию, продажу и распространение своего изображения, должен автор во время загрузки фотографии. Однако большинство сервисов не дают никаких гарантий, что модель не предъявит претензии. Поэтому использование изображений людей всегда риск.

Обратите внимание, что стоки устанавливают некоторые собственные запреты на использование фотографий с людьми. Их можно почитать в лицензионном соглашении. Например, фотобанк Lori запрещает использовать фотографии, содержащие изображения людей в следующих случаях:

  • в рекламе табачной и алкогольной продукции;
  • в видеопродукции «для взрослых»;
  • в рамках проведения политических кампаний, предвыборной агитации;
  • в рекламе и материалах, предназначенных для продвижения фармацевтических и медицинских препаратов, медицинских товаров и услуг, средств контрацепции;
  • в информационном контексте, связанном с участием изображенного лица в противоправной деятельности либо деятельности, противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности;
  • в информационном контексте, указывающем на наличие у изображенного лица тех или иных физических или психических заболеваний;
  • в ином контексте, который может ущемлять личные не имущественные права изображенного лица.

Что еще запрещено на стоках?

Все запреты прописаны в лицензионном соглашении. И на разных сервисах они могут отличаться. Но можно сказать, что в большинстве случаев стоки запрещают перепродавать произведения, использовать их при создании логотипов и товарных знаков, присваивать авторство.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ, Теплица

Читайте также

Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку

Подпишитесь на наши аккаунты в соц. сетях