Европейский суд по правам человека 11 января вынес решение по жалобе руководителя некоммерческого проекта «Демагогия.ру» Николая Винника, который пытался доказать, что российские власти нарушили право на свободу выражения мнения, признав незаконным использование изображения известного актера, режиссера и общественного деятеля Николая Бурляева. Суд решил, что в деле имело место нарушение статьи 10 Европейской Конвенции о защите прав человека. Согласно постановлению ЕСПЧ российские власти обязаны выплатить Николаю Виннику в общей сложности 5733 евро, среди них 4 тыс. евро — компенсация морального вреда. Заявителю помогал Центр защиты прав СМИ.
Дело касалось текста, опубликованного на сайте «Демагогия.ру» в 2011 году. В нем сообщалось о том, что несколько деятелей культуры (в том числе и Николай Бурляев) выступили с предложением создать общественный наблюдательный совет, который бы занимался контролем за нравственностью в СМИ. Письмо с этим предложением было адресовано Президенту РФ и главе Правительства. Структура сайта позволяла читателям получить информацию о всех людях, подписавших обращение: на каждой фамилии стояла гиперссылка на страницу, где размещались биография и фото. В числе прочих такая ссылка стояла и на фамилии Николая Бурляева. Актер посчитал, что сайт незаконно использовал его изображение и обратился в суд.
В ходе судебного разбирательства, которое проходило в Симоновском районном суде Москвы, ответчик Николай Винник пытался доказать, что изображение истца на сайте использовалось в общественных интересах. Он заявлял, что это подтверждает и направленность сайта «Демагогия.ру», и сама публичная персона истца – известного актера театра и кино. Поэтому, как настаивал ответчик, согласно ст. 152.1 ГК РФ, не было необходимости в согласии истца на распространение его фотографии. Несмотря на доводы ответчика, суд частично удовлетворил требования истца и обязал Николая Винника выплатить компенсацию в 10 тыс. рублей. Вышестоящие инстанции подтвердили это решение.
Европейский суд по правам человека в своем решении отметил, что национальные суды не приняли во внимание контекст, форму и содержание публикации, а также проигнорировали тот факт, что Николай Бурляев быв общественным деятелем и участвовал в обсуждении общественно значимых вопросов. При этом фотография не раскрывала никаких подробностей его личной жизни, а биография представляла собой краткое и нейтральное описание его карьеры.
«Мы рады, что суд согласился с каждым нашим доводом и указал, что запрет на использование фотографии артиста был формальным из-за отсутствия согласия. А ведь был и общественный интерес на использование изображения Бурляев, а сам он безусловно является публичным лицом. Кроме того, фото артиста было растиражировано в интернете, а запрет использовать его именно на сайте «Демагогия» был мотивирован простым нежеланием этого и не связан с защитой права на изображение», — рассказала медиаюрист Светлана Кузеванова.
Источник: Центр защиты прав СМИ