В России приняты законы о введении уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации о работе госорганов за рубежом, а также о введении административной и уголовной ответственности за дискредитацию исполнения госорганами РФ своих полномочий за пределами территории РФ. В новой рекомендации рассказываем о том, кто станет объектами защиты по новым статьям УК и КоАП.
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕНЫ?
Депутаты изменили статьи 207.3 УК РФ и 280.3 УК РФ, а также статью 20.3.3 КоАП. Эти нормы начали действовать только 5 марта 2022 года.
Статья 207.3 УК РФ предусматривала наказание за распространение заведомо ложной информации о действиях Вооруженных сил РФ, а статьи 20.3.3 КоАП и 280.3 УК РФ — за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ. Теперь к объектам защиты по этим статьям добавили также государственные органы, которые исполняют свои полномочия за пределами России в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Так, за распространение фейков о работе госорганов за рубежом может грозить наказание до 15 лет лишения свободы по статье 207.3 УК РФ.
За дискредитацию исполнения госорганами РФ своих полномочий за пределами территории России может наступать административная ответственность (максимальное наказание для граждан — штраф в 100 тыс. рублей, для должностных лиц — штраф в 300 тыс. рублей, для юрлиц — штраф в 1 млн рублей). Если нарушение совершено повторно в течение года, то наказывать будут по уголовной статье 280.3. Максимальное наказание — 5 лет лишения свободы.
ПОДРОБНЕЕ О НОВЫХ СТАТЬЯХ: |
КОГО ЗАЩИЩАЕТ ЗАКОН: ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ?
В законе используется понятие “государственные органы РФ”, что исходя из действующего законодательства шире, чем понятие “органы государственной власти”, используемое в Конституции РФ и в законодательстве о государственном устройстве. В некоторых нормативных актах термин “государственные органы” используется как более широкий. Эти два понятия очень легко спутать.
Первое — «ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». К ним относятся:
- Президент РФ,
- Правительство РФ;
- Государственная Дума РФ;
- Совет Федерации;
- Федеральные суды (в том числе Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ);
- органы государственной власти на уровне субъекта РФ (Правительство субъекта, Парламент субъекта, Уставной суд субъекта РФ).
В новой же норме используется другое, более широкое понятие — «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». К ним на практике относят не только вышеперечисленные органы государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов России, но и «другие государственные органы, которые образуются в соответствии с законодательством России или субъектов РФ». Так, например, в структуру федеральных органов исполнительной власти входят различные Федеральные агентства (к примеру, по туризму, делам молодежи или по государственным резервам и т.д.), а также Росгвардия, ФСБ, ФСО, Управделами Президента и т.д.
Ранее один из авторов законопроекта, депутат Александр Хинштейн, анонсируя рассмотрение документа, заявлял, что от «любых провокаций, лжи и чернухи» должны быть защищены, например, Росгвардия, МЧС, посольства, торговые правительства дипломатические учреждения, а также представительства Россотрудничества.
Это толкование законодательной инициативы ее автором показывает, что норма скорее всего будет применяться очень широко, а под ее защитой окажутся любые учреждения и ведомства, которые хоть как-то входят в систему власти, учреждены органами власти или подконтрольны им.
Получается, что любая критика действий органов государственной власти, подконтрольных ей агентств, ведомств, дипломатических миссий, торговых представительств, правительственных делегаций, сформированных из представителей различных ведомств и т.д., которые «осуществляют свои полномочия за пределами России в целях защиты интересов РФ и ее граждан или поддержания международного мира и безопасности», будет подпадать под действие этой статьи.
ЧТО ЗНАЧИТ «ИСПОЛНЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РФ»?
Судя по широте формулировки, совсем не обязательно, чтобы объект защиты по новым статьям физически находился за рубежом. Под наказание может вполне попасть и критика действий госорганов, которые проводят какие-то переговоры на международном уровне, например, путем обмена официальными документами или по видеоконференцсвязи. По логике вещей, это также можно отнести к действиям по достижению каких-то результатов на международной арене и представительству интересов России в рамках межгосударственных или международных отношений.
Источник: Центр защиты прав СМИ