1 сентября начала действовать новая статья в Законе «О рекламе» — 18.1. Согласно ей всю информацию о рекламе, которая размещена в интернете и которая направлена на российских потребителей, нужно будет передавать в Роскомнадзор. Ведомство будет хранить эту информацию в течение пяти лет. Также теперь рекламу в интернете нужно сопровождать специальной пометкой и указанием на рекламодателя. В новой памятке рассказываем обо всем подробно.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ? КОРОТКО
С 1 сентября в России должна начать работу Единая система учета рекламы в интернете. Роскомнадзор будет вести учет, собирать и хранить в течение пяти лет информацию о рекламе в интернете, направленной на привлечение внимания потребителей на территории России, а также сведения о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем. Информацию в Роскомнадзор будут обязаны передавать сами рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем. Делать это они будут должны через оператора рекламных данных. До начала распространения рекламы оператор рекламных данных будет присваивать ей специальный идентификатор. Без него распространять рекламу в интернете будет запрещено. Дальше мы подробно расскажем, как описана работа системы в законе и подзаконных актах. Однако как будет работать вся эта система на деле, учитывая объем рекламы в интернете и особенности ее распространения на различных площадках, до сих пор не очень понятно. |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Для того, чтобы понять, кто, как и что должен передавать в Роскомнадзор, сначала нужно разобраться с основными терминами, которые важны для понимания механизма. Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Обратите внимание, что к необходимым признакам рекламы не относится ее платный характер: не любая оплаченная статья будет считаться рекламной и, соответственно, наоборот. Рекламодатель — это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Обычно это физическое или юридическое лицо, которое является заказчиком рекламы. Рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Например, к ним относятся редакции сетевых СМИ, блогеры и владельцы сайтов, которые публикуют рекламу. Рекламная система — информационная система и (или) программа для ЭВМ, которые предназначены и используются для распространения рекламы в интернете посредством сайтов или приложений, которые принадлежат третьим лицам. К рекламным системам, например, относится Яндекс.Директ. Оператор рекламной системы — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы. Оператор рекламных данных — владельцы программ для ЭВМ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в интернете. Операторов рекламных данных должен определить Роскомнадзор. Они будут вести учет рекламы в интернете и передавать эту информацию в ведомство. Идентификатор рекламы (токен) — уникальное числовое обозначение распространяемой рекламы, состоящий из 32 знаков. Его оператор рекламных данных будет присваивать конкретному рекламному объявлению (баннеру, видеоролику, аудиозаписи, тексту и т.д.). |
КТО ОБЯЗАН ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕКЛАМЕ?
В новой статье 18.1 Закона «О рекламе» говорится, что подавать сведения о рекламе в Роскомнадзор обязаны рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые разместили в интернете рекламу и которые подпадают под критерии, определенные Правительством РФ. Критерии описаны в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 2022 года (№ 948). Согласно документу передавать данные о рекламе должны: 1. Рекламодатели (юрлица, физические лица или индивидуальные предприниматели) или уполномоченные ими лица (например, рекламные агентства). Не должны это делать только рекламодатели, которые владеют исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являются изготовителями или продавцами товаров, информацию о рекламе которых в РКН или оператору рекламных данных согласно заключенному договору должны предоставлять рекламораспространители или операторы рекламных систем. Например, если условный производитель молока заказывает рекламу в сетевом СМИ или на обычном сайте, и в договоре указано, что информацию об этой рекламе передает рекламораспространитель, то рекламодателю этого делать не надо. Вероятно, такой же порядок будет работать и для социальных сетей и других операторов рекламных систем, в которых распространяется реклама. Поэтому в каждом конкретном случае рекламодателю важно читать договор на распространение таргетированной и другой рекламы. 2. Рекламораспространители и операторы рекламных систем (физлица, юрлица, ИП), если они распространяют в интернете рекламу любых рекламодателей (например, физических или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов госвласти, других государственных органов или органов местного самоуправления и т.д.). Требование касается рекламораспространителей и операторов рекламных систем, которые распространяют рекламу, направленную на российских потребителей и выполненную в виде баннеров, текстов, иллюстраций, видеороликов, аудиозаписей, аудио- или видеотрансляций в прямом эфире. К этой категории, в частности, относятся все сетевые СМИ, обычные сайты и даже блогеры, которые публикуют рекламу. 3. Рекламораспространители, которые являются владельцами соцсетей, аудиовизуальных сервисов (например, онлайн-кинотеатров), новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в интернете (то есть включены в реестр ОРИ), включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем. От обязанности передавать данные о рекламе освобождаются операторы социальной рекламы. |
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НУЖНО БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬ?
Роскомнадзор будет вести учет, хранить и обрабатывать информацию о рекламе, о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем (если реклама распространяется в такой системе). Перечень этой информации утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30 мая 2022 года (N 1362-р). Список достаточно объемный и включает в себя почти всю всю информацию, которая касается распространения конкретной рекламы. Например, рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны будут предоставлять следующую информацию о рекламе:
Что касается информации о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем, то в этих случаях нужно будет предоставлять сведения о названии, месте нахождения и адресе, ИНН и т.д. Это не полный список. Посмотреть его полностью можно по ссылке. Сведения, указанные в перечне, нужно будет передавать обо всей рекламе, распространяемой в интернете. Где именно и в какой форме — не важно. Например, передавать данные нужно, если реклама вышла на сайте сетевого СМИ в виде рекламного материала, или была включена в видеоинтервью, опубликованное на YouTube, и т.д. При этом есть и исключения. Не нужно передавать информацию:
|
КАК ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕКЛАМЕ?
Согласно части 5 статьи 18.1 Закона «О рекламе» рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны передавать необходимую информацию о рекламе в Роскомнадзор исключительно через оператора рекламных данных, который уже напрямую будет взаимодействовать с ведомством. Получается, что рекламораспространители будут должны:
В обязанность оператора рекламных данных будет входить:
При этом, если сведения об объемах и распределении показов, полученные оператором рекламных данных от рекламодателей, рекламораспространителей или операторов рекламных систем, буду отличаться от цифр, полученных в результате мониторинга, более чем на 5%, то оператор рекламных данных сможет сообщить об этом в Роскомнадзор. Все это операторы рекламных данных должны будут делать через специальное программное обеспечение. Другие подробности взаимодействия оператора рекламных данных и лиц, которые должны передавать рекламу, вероятно, будут известны, когда Роскомнадзор определит компании-операторы. Ранее СМИ сообщали, что ими хотят стать VK, «Яндекс», Ozon, МТС и «Билайн». |
ПОМЕТКИ
С 1 сентября 2022 года всю рекламу, которая опубликована в интернете и направлена на российских пользователей, нужно сопровождать:
На практике пометка может выглядеть так: «Реклама. Рекламодатель — ООО «Ромашка, https://______» «Реклама. Рекламодатель — ООО «Ромашка» «Реклама. https://______» При этом никакую другую информацию (например, ИНН или ОГРН) указывать не нужно. Важно также учитывать, что в законе четко прописана формулировка «Реклама». Использование вместо нее других формулировок (например, «на правах рекламы», «партнерский пост» или «партнерский материал») могут посчитать нарушением. Требований к размеру шрифта, месту, где должна быть пометка, ее форме пока нет. То есть указывать эту информацию можно где угодно и как угодно, главное — пометка и указание на рекламодателя должны быть читаемы и заметны. Ответственность за отсутствие пометки и указания на рекламодателя лежит на рекламораспространителе, то есть на СМИ, блогерах или обычных пользователях соцсетей, которые опубликовали рекламу. |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Согласно действующему законодательству ответственность за нарушение статьи 18.1 Закона «О рекламе» не предусмотрена. Исключение — только требование ставить пометку «Реклама» и указание на рекламодателя. В случае нарушения этой нормы рекламораспространителя могут оштрафовать по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Штрафы для юрлиц — до 500 тыс. рублей. Таким образом, с 1 сентября могут штрафовать только рекламораспространителей за отсутствия пометки реклама и информации о рекламодателе. А вот привлечь к ответственности за распространение рекламы в интернете без идентификатора (токена) и за то, что участник рынка не передал информацию о рекламе в Роскомнадзор, не могут. Кроме того, ранее в Роскомнадзоре заявляли, что с сентября 2022 года по март 2023 года штрафов за это не предусмотрено, потому что в этот период будет налаживаться взаимодействие в рамках системы единого учета интернет-рекламы.
|
Источник: Центр защиты прав СМИ