Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Кто и как должен передавать информацию о рекламе в Роскомнадзор?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

1 сентября начала действовать новая статья в Законе «О рекламе» — 18.1. Согласно ей всю информацию о рекламе, которая размещена в интернете и которая направлена на российских потребителей, нужно будет передавать в Роскомнадзор. Ведомство будет хранить эту информацию в течение пяти лет. Также теперь рекламу в интернете нужно сопровождать специальной пометкой и указанием на рекламодателя. В новой памятке рассказываем обо всем подробно. 

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ? КОРОТКО

С 1 сентября в России должна начать работу Единая система учета рекламы в интернете. Роскомнадзор будет вести учет, собирать и хранить в течение пяти лет информацию о рекламе в интернете, направленной на привлечение внимания потребителей на территории России, а также сведения о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем.

Информацию в Роскомнадзор будут обязаны передавать сами рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем. Делать это они будут должны через оператора рекламных данных.

До начала распространения рекламы оператор рекламных данных будет присваивать ей специальный идентификатор. Без него распространять рекламу в интернете будет запрещено.

Дальше мы подробно расскажем, как описана работа системы в законе и подзаконных актах. Однако как будет работать вся эта система на деле, учитывая объем рекламы в интернете и особенности ее распространения на различных площадках, до сих пор не очень понятно.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Для того, чтобы понять, кто, как и что должен передавать в Роскомнадзор, сначала нужно разобраться с основными терминами, которые важны для понимания механизма.

Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Обратите внимание, что к необходимым признакам рекламы не относится ее платный характер: не любая оплаченная статья будет считаться рекламной и, соответственно, наоборот.

Рекламодатель — это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Обычно это физическое или юридическое лицо, которое является заказчиком рекламы.

Рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Например, к ним относятся редакции сетевых СМИ, блогеры и владельцы сайтов, которые публикуют рекламу.

Рекламная система — информационная система и (или) программа для ЭВМ, которые предназначены и используются для распространения рекламы в интернете посредством сайтов или приложений, которые принадлежат третьим лицам. К рекламным системам, например, относится Яндекс.Директ.

Оператор рекламной системы — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы.

Оператор рекламных данных — владельцы программ для ЭВМ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в интернете. Операторов рекламных данных должен определить Роскомнадзор. Они будут вести учет рекламы в интернете и передавать эту информацию в ведомство.

Идентификатор рекламы (токен) — уникальное числовое обозначение распространяемой рекламы, состоящий из 32 знаков. Его оператор рекламных данных будет присваивать конкретному рекламному объявлению (баннеру, видеоролику, аудиозаписи, тексту и т.д.).

 

КТО ОБЯЗАН ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕКЛАМЕ?

В новой статье 18.1 Закона «О рекламе» говорится, что подавать сведения о рекламе в Роскомнадзор обязаны рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые разместили в интернете рекламу и которые подпадают под критерии, определенные Правительством РФ.

Критерии описаны в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 2022 года (№ 948). Согласно документу передавать данные о рекламе должны:

1. Рекламодатели (юрлица, физические лица или индивидуальные предприниматели) или уполномоченные ими лица (например, рекламные агентства).

Не должны это делать только рекламодатели, которые владеют исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являются изготовителями или продавцами товаров, информацию о рекламе которых в РКН или оператору рекламных данных согласно заключенному договору должны предоставлять рекламораспространители или операторы рекламных систем.

Например, если условный производитель молока заказывает рекламу в сетевом СМИ или на обычном сайте, и в договоре указано, что информацию об этой рекламе передает рекламораспространитель, то рекламодателю этого делать не надо. Вероятно, такой же порядок будет работать и для социальных сетей и других операторов рекламных систем, в которых распространяется реклама. Поэтому в каждом конкретном случае рекламодателю важно читать договор на распространение таргетированной и другой рекламы.

2. Рекламораспространители и операторы рекламных систем (физлица, юрлица, ИП), если они распространяют в интернете рекламу любых рекламодателей (например, физических или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов госвласти, других государственных органов или органов местного самоуправления и т.д.).

Требование касается рекламораспространителей и операторов рекламных систем, которые распространяют рекламу, направленную на российских потребителей и выполненную в виде баннеров, текстов, иллюстраций, видеороликов, аудиозаписей, аудио- или видеотрансляций в прямом эфире. К этой категории, в частности, относятся все сетевые СМИ, обычные сайты и даже блогеры, которые публикуют рекламу.

3. Рекламораспространители, которые являются владельцами соцсетей, аудиовизуальных сервисов (например, онлайн-кинотеатров), новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в интернете (то есть включены в реестр ОРИ), включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем.

От обязанности передавать данные о рекламе освобождаются операторы социальной рекламы.

 

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НУЖНО БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬ?

Роскомнадзор будет вести учет, хранить и обрабатывать информацию о рекламе, о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем (если реклама распространяется в такой системе).

Перечень этой информации утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30 мая 2022 года (N 1362-р). Список достаточно объемный и включает в себя почти всю всю информацию, которая касается распространения конкретной рекламы. Например, рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны будут предоставлять следующую информацию о рекламе:

  • описание объекта рекламирования, идентификатор рекламы (токен), тип рекламы (определяется, например, исходя из стоимости перехода по рекламному объявлению или стоимость показа рекламы);
  • сведения о сайтах и приложениях, где была распространена реклама;
  • информацию об объемах и распределении показов рекламы на используемых ресурсах;
  • информацию о форме распространения рекламы;
  • срок размещения;
  • параметры аудитории, например, возраст, пол, географию;
  • информацию о договорах, заключенных между рекламодателем и рекламораспространителем и т.д., например, цену, дату и номер договора, номера актов сдачи-приемки и т.д.

Что касается информации о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем, то в этих случаях нужно будет предоставлять сведения о названии, месте нахождения и адресе, ИНН и т.д.

Это не полный список. Посмотреть его полностью можно по ссылке.

Сведения, указанные в перечне, нужно будет передавать обо всей рекламе, распространяемой в интернете. Где именно и в какой форме — не важно. Например, передавать данные нужно, если реклама вышла на сайте сетевого СМИ в виде рекламного материала, или была включена в видеоинтервью, опубликованное на YouTube, и т.д.

При этом есть и исключения. Не нужно передавать информацию:

  • о рекламе собственных товаров рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, которая распространяется через email-рассылки, а также в виде электронных сообщений, направляемых в интернете группам пользователей (push-уведомлений);
  • о рекламе, которая распространяется или была распространена в интернете в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с офлайн-вещанием (например, если реклама была распространена в передаче, вышедшей на телеканале и загруженной после на YouTube без изменений).

 

КАК ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕКЛАМЕ?

Согласно части 5 статьи 18.1 Закона «О рекламе» рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны передавать необходимую информацию о рекламе в Роскомнадзор исключительно через оператора рекламных данных, который уже напрямую будет взаимодействовать с ведомством. Получается, что рекламораспространители будут должны:

  • заключить договор с одним из операторов рекламных данных, определенных Роскомнадзором;
  • собирать и получать от рекламодателей всю необходимую информацию;
  • передавать эту информацию оператору рекламных данных ( в том числе креативы до начала распространения).

В обязанность оператора рекламных данных будет входить:

  • получение рекламы до ее распространения и присваивание ей идентификатора, то есть уникального номера, токена;
  • отправка собранной информации в Роскомнадзор в течение месяца, следующего за календарным месяцем, когда была распространена реклама;
  • мониторинг распространения этой рекламы в интернете и фиксирование данных о ней, в частности, срока распространения, ресурсов, на которых она опубликована, объема и распределения показов рекламы и т.д.).

При этом, если сведения об объемах и распределении показов, полученные оператором рекламных данных от рекламодателей, рекламораспространителей или операторов рекламных систем, буду отличаться от цифр, полученных в результате мониторинга, более чем на 5%, то оператор рекламных данных сможет сообщить об этом в Роскомнадзор.

Все это операторы рекламных данных должны будут делать через специальное программное обеспечение. Другие подробности взаимодействия оператора рекламных данных и лиц, которые должны передавать рекламу, вероятно, будут известны, когда Роскомнадзор определит компании-операторы. Ранее СМИ сообщали, что ими хотят стать VK, «Яндекс», Ozon, МТС и «Билайн».

 

ПОМЕТКИ

С 1 сентября 2022 года всю рекламу, которая опубликована в интернете и направлена на российских пользователей, нужно сопровождать: 

  • пометкой «Реклама»; 
  • указанием на рекламодателя и (или) сайт или страницу в соцсетях, где есть информация о нем. 

На практике пометка может выглядеть так: 

«Реклама. Рекламодатель — ООО «Ромашка,  https://______»

«Реклама. Рекламодатель — ООО «Ромашка»

«Реклама. https://______» 

При этом никакую другую информацию (например, ИНН или ОГРН) указывать не нужно.

Важно также учитывать, что в законе четко прописана формулировка «Реклама». Использование вместо нее других формулировок (например, «на правах рекламы», «партнерский пост» или «партнерский материал») могут посчитать нарушением. Требований к размеру шрифта, месту, где должна быть пометка, ее форме пока нет. То есть указывать эту информацию можно где угодно и как угодно, главное — пометка и указание на рекламодателя должны быть читаемы и заметны. 

Ответственность за отсутствие пометки и указания на рекламодателя лежит на рекламораспространителе, то есть на СМИ, блогерах или обычных пользователях соцсетей, которые опубликовали рекламу.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Согласно действующему законодательству ответственность за нарушение статьи 18.1 Закона «О рекламе» не предусмотрена. Исключение — только требование ставить пометку «Реклама» и указание на рекламодателя. В случае нарушения этой нормы рекламораспространителя могут оштрафовать по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Штрафы для юрлиц — до 500 тыс. рублей.

Таким образом, с 1 сентября могут штрафовать только рекламораспространителей за отсутствия пометки реклама и информации о рекламодателе. А вот привлечь к ответственности за распространение рекламы в интернете без идентификатора (токена) и за то, что участник рынка не передал информацию о рекламе в Роскомнадзор, не могут. Кроме того, ранее в Роскомнадзоре заявляли, что с сентября 2022 года по март 2023 года штрафов за это не предусмотрено, потому что в этот период будет налаживаться взаимодействие в рамках системы единого учета интернет-рекламы.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ