Вопрос: В редакцию поступила претензия о нарушении авторского права на фотографию, которая была использована в рекламе банка. Снимок был получен от представителей банка по электронной почте (из подтверждений — скриншот письма). Согласия автора на использование фото у редакции нет. Кто в этом случае несет ответственность за нарушение авторских прав?
Ответ юриста Центра защиты прав СМИ:
По общему правилу использование произведений допускается только с согласия автора/правообладателя. Это касается и использования произведений в рекламе. Поэтому если фотография в рекламе банка была опубликована без согласия автора, то нарушение авторских прав действительно имело место.
Ответственность за нарушение авторских прав несут лица, использовавшие эту фотографию. При этом зачастую в договорах на размещение рекламы предусматривают положение о разграничении ответственности. К примеру, документ может содержать пункт о том, заказчик несет ответственность за соблюдение авторских и патентных прав на объекты интеллектуальной собственности третьих лиц. В этом случае, если на исполнителя будет возложена ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности, а также личных неимущественных прав третьих лиц, заказчик будет обязан незамедлительно после получения соответствующего уведомления исполнителя возместить ему сумму, уплаченную им либо взысканную с него третьими лицами.
Поэтому в конкретном случае необходимо посмотреть договор на публикацию рекламы банка. Если пункт о разграничении ответственности в нем есть, то в случае взыскания компенсации с рекламораспространителя можно будет предъявить иск в порядке регресса. Если такой пункт в договоре не был предусмотрен, то компенсация может быть взыскана и с рекламодателя, и с рекламораспространителя.
Однако в ответе на претензию, как и в случае подачи иска, все же можно занимать позицию, что фотография была предоставлена заказчиком, именно он определяет содержание рекламного материала, поэтому он и должен нести ответственность за допущенное нарушение.
Источник: Центр защиты прав СМИ