В апреле Верховный суд РФ опубликовал проект постановления «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 УК РФ». В документе суд впервые объяснил, что можно считать оскорблением представителя власти (статья 319 Уголовного кодекса РФ). Рассказываем, как постановление может изменить практику привлечения к ответственности.
Оскорбление представителя власти — уголовное преступление, наказание за которое предусмотрено статьей 319 УК РФ. Максимальное наказание — исправительные работы на срок до одного года. |
ЧТО ТАКОЕ «ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ»?
Под оскорблением представителя власти Пленум Верховного суда РФ предлагает судам понимать
публичное унижение чести и достоинства представителя власти, которое затрагивает его личностные и профессиональные (служебные) качества, совершенное непременно при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей, и выраженном в неприличной форме.
Неприличная форма — это матерные выражения или другая брань. Например, к неприличной форме могут относиться вульгарная и бранная лексика (дерьмо, болван), зоологизмы (свинья, козел, корова), синонимы матерных слов, названия некоторых профессий в переносном значении (например, палач, мясник) и т.д.
При этом оскорблением считается:
- публичное высказывание в адрес представителя власти ругательств;
- размещение унижающих представителя власти сведений в СМИ или в интернете без ограничения доступа других людей к этим записям;
- публичные действия, которые представителями власти могут быть восприняты как оскорбительные (например, срывание головного убора или погон, плевки и т.п.)
Важно, что если оскорбление было совершено непублично, например, в приватном разговоре, в личной переписке, то это не может быть основанием для привлечения к уголовной ответственности по статье 319 УК РФ, но может быть основанием для административного штрафа по части 1 статьи 5.61 КоАП «Оскорбление», где публичность не является одним из критериев.
КТО ТАКИЕ «ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЛАСТИ»
Потерпевшим по статье 319 Уголовного кодекса РФ может быть признан любой представитель власти. В ним относятся не только сотрудники правоохранительных органов, как принято считать. Так, Верховный суд отдельно отмечает, что для того, чтобы в деле был состав преступления, потерпевший должен быть:
- либо сотрудником правоохранительных органов (прокуратура, МВД, Следственный комитет и другие),
- либо сотрудником контролирующего органа, которые наделены в установленном законом порядке полномочиями по организации или осуществлению контроля в отношении подведомственных им объектов (например, налоговый инспектор, инспектор Роспотребнадзора или Ростехнадзора и т.п.),
- либо должностным лицом госоргана или органа местного самоуправления, который наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в его прямом подчинении.
К последним, например, относятся губернаторы, главы городских администраций и некоторые другие чиновники. Верховный суд еще в 2009 году отмечал, что они имеют право издавать указы, распоряжения и т.д., которые должны исполняться всеми жителями или организациями региона или города. При этом перечислить всех должностных лиц, которые подпадают под это определение сложно. В каждом конкретном случае и каждой конкретной ситуации нужно смотреть отдельно, есть ли у того или иного должностного лица распорядительные полномочия в отношении людей, которые не являются его подчиненными.
КАК НАКАЗЫВАЛИ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ РАНЬШЕ?
Сейчас большинство приговоров по статье 319 УК РФ относятся к ситуациям, когда представитель власти был оскорблен офлайн. Но были случаи привлечения к ответственности и за оскорбления в интернете.
Одно из самых громких дел об оскорблении представителя власти в интернете — дело журналиста из Ростова-на-Дону Сергея Резника. В 2015 году он был осужден по статье об оскорблении представителя власти за материал, опубликованный в блоге на площадке «Живой журнал». Суд признал оскорбительными слова «тракторист», «бес» и «прохвост». Потрепевшие по делу — бывший заместитель прокурора Ростовской области, оперуполномоченный и сотрудник отдела по борьбе с экстремизмом регионального ГУ МВД.
Кроме того, обвинительный приговор за пост в соцсети был вынесен в 2022 году в Пермском крае. Тогда местный житель был осужден за то, что опубликовал во «Вконтакте» фотографию инспектора ДПС, который поймал его за пьяным вождением. Снимок осужденный подписал «непристойными и нецензурными» выражениями.
КАК БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ?
По мнению юриста Центра защиты прав СМИ Вячеслава Пупыкина, постановление Пленума Верховного суда не должно серьезно изменить практику привлечения к ответственности по статье 319 УК РФ.
«Что касается привлечения к ответственности за оскорбление представителя власти в проекте постановления Пленума Верховного суда чего-то кардинально нового нет — ни в определении того, кто является «представителем власти», ни в определении «публичности». То, что интернет является публичным местом, — уже сложившаяся судебная практика. Например, по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации Верховный суд еще в постановлении № 3 от 24.02.2005 г. изложил такую позицию. В спорах по авторским правам тоже такое мнение довольно давно доминирует», — считает Вячеслав Пупыкин.
Источник: Центр защиты прав СМИ