Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Госдума одобрила сроки до пяти лет лишения свободы за оправдание экстремизма

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

За пропаганду и оправдание экстремизма — например, стрельбы в школах — будет грозить срок до пяти лет лишения свободы. Такой законопроект Госдума одобрила в первом чтении.

В своем законопроекте депутаты из фракции «Единая Россия» предложили скорректировать статью 280 Уголовного кодекса РФ, которая устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Согласно инициативе, санкции за оправдание или пропаганду экстремизма будут такими же, что и за призывы. То есть смогут оштрафовать на сумму до 300 тысяч рублей или лишить свободы на срок до четырех лет, если не было отягчающих обстоятельств. Однако если преступление было совершено с использованием интернета, срок лишения свободы может достигать пяти лет.

Согласно законопроекту, к оправданию экстремизма относится публичное заявление о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. При этом пропагандой экстремизма авторы предложили считать распространение материалов, убеждающих в допустимости экстремистской деятельности, ее привлекательности.

Как заявил один из авторов поправок, председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, главная цель законопроекта — защитить детей от вовлечения в действия, которые представляют угрозу их жизни. «Сегодня детская аудитория является предметом и объектом внимания западных спецслужб и специально созданных для этого организаций», — подчеркнул поалитик. Он напомнил, что еще недавно в интернете массово распространялись отдельные группы смерти, которые вовлекали детей в самоубийства. Однако депутаты приняли ряд законов, которые купировали эти явления, так как вовлечение в суицид было приравнено к умышленному убийству». Однако, по словам главы комитета, появились «новые вызовы и новые испытания для детей». Это «массшутинг, оправдание массовых убийств, — указал Пискарев. — К сожалению, мы пережили трагедии, которые имели место быть в нашей стране. Поэтому, мы не должны допустить распространения этой заразы, которая сегодня вовлекает наших детей и молодежь в этот деструктив».

Не все депутаты однозначно поддержали проект. Так, от сомнениях от лица однопартийцев заявил замглавы фракции «Справедливая Россия — За правду» Валерий Гартунг. По его словам, экстремистские деяния описаны настолько расплывчато, что под указанную статью УК РФ, по его словам, можно подтянуть критику избирательных комиссий, допустивших фальсификацию.

Джамаладин Гасанов, депутат ГД:

— В современном обществе не может быть место оправданию терроризма.

Раньше мы сильно удивлялись постоянным репортажам из США о расстреле школьников учеником этой же школы. Не могли понять, что толкает учащихся в благополучной Америке идти на преступление. К сожалению, такие истории стали происходить и у нас в стране. Тогда сразу же назвали основную причину — популяризация компьютерных игр со стрельбой. Это, по мнению специалистов, толкало и толкает подростков к совершению преступлений.

Вспомните истории с расстрелами детей в колледже одной из республик или такой же расстрел в школе. Виновные были членами различных компьютерных сект. Постоянно играли в стрелялки — шутинг. Они стали воспринимать себя непобежденными. Неокрепший мозг уровнял киберализм — виртуальный мир — с реальным. И они вышли на тропу войны.

Виновные, конечно, понесли наказания, но тут возникла новая беда. У этих подростков, вставших на путь преступности, через интернет появились сторонники. Они стали организовывать сайты и поддерживать преступников. И призывать к неповиновению. То есть появились различного рода манипуляторы, которые доказывали детям, что малолетние преступники не виновны.

И в играх нет ничего страшного, точно так же, как и в стрельбе. Наш закон направлен именно на противодействие такого рода проявлениям и проявлению терроризма. Он необходим в нынешних условиях.

Сергей Алтухов, депутат ГД:

— Случаи массшутинга в образовательных учреждениях — это всегда огромная трагедия для всего общества. Не говоря уже о глубочайшей психологической травме, которую они наносят людям, оказавшимся свидетелями этих преступлений. Оправдывать популяризацию подобных действий нельзя. Посягательство на жизнь человека — это преступление против человечности, против моральных норм и принципов. То, что подобные девиации делают «модным» через социальные сети и видеоплатформы, недопустимо. Мы должны противодействовать этому.

Поэтому наказание до 5 лет лишения свободы считаю вполне адекватным для таких «просветителей» и «мейнстримщиков». Манипуляторы, радикалы, блогеры и лидеры общественного мнения должны понимать меру своей ответственности — они тоже соучастники таких случаев экстремистских выходок. И наказание должны нести соразмерное.

К чему приводит публичное оправдание экстремизма, мы прекрасно видим на Украине: это порождает вседозволенность и приводит к гниению самой ткани общественных отношений. Подражание нацистам, гангстерам — это не безобидный косплей, а угроза обществу, гражданам и государству.

Алексей Журавлев, депутат ГД:

— Удивительно, что такого закона в нашей стране не существовало прежде, ведь нет ничего постыднее, чем своими словами или действиями оправдывать экстремизм, это ведь все равно, что побуждать к новым и новым смертям.

Здесь есть, конечно, тонкая грань между высказыванием «за» и попытками анализа явления, которые, конечно, обязательно должны быть в искусстве — литературе и кинематографе. Но в целом каждый, кто хотя бы задумывается о том, чтобы взять в руки оружие и пойти убивать всех вокруг, должен прекрасно понимать, что это тяжкое преступление. Как и тот, кто его к этому подталкивает — неважно, как и где это происходит, лично, в интернете, в популярном журнале. Это, безусловно, соучастники убийства и вообще-то и судить их, я считаю, нужно именно по этой статье Уголовного кодекса РФ.

 

Источник: Татьяна Замахина, Газета.ru

Фото: pexels.com