Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Запрет на распространение информации о судьях, следователях и военных: когда действует и что можно публиковать?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Судьи, некоторые сотрудники правоохранительных и контролирующих органов России находятся под особой государственной защитой. Она, в частности, включает конфиденциальность сведений о них и об их имуществе. В новых рекомендациях рассказываем, как, когда и какую информацию можно распространять, если герой вашей публикации — под госзащитой.

 

Какой закон регулирует особую конфиденциальность?

Особую государственную защиту людям, которые замещают некоторые должности в госорганах, гарантирует закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Именно он закрепляет их особое право на обеспечение конфиденциальности сведений о них и об их имуществе.

На кого распространяется госзащита?

Список тех, кто имеет право на особую конфиденциальность сведений о себе и своем имуществе и другие виды госзащиты, очень большой. В него входят:

  • судьи, арбитражные заседатели, присяжные;
  • прокуроры;
  • сотрудники Следственного комитета РФ, в частности, следователи, дознаватели, оперативники;
  • сотрудники и некоторые гражданские служащие МВД и ФСИН;
  • военнослужащие и некоторые гражданские служащие Росгвардии, Вооруженных Сил РФ,
  • сотрудники органов внешней разведки, ФСБ, органов государственной охраны и т.д.

Помимо самих сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, под госзащитой могут оказаться и их близкие родственники. Например, супруги, дети, родители.

Это неполный перечень, весь список смотрите в статье 2 Закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»..

 

 

С какого момента действует режим особой конфиденциальности?

Изначально такая мера безопасности применялась только в том случае, если жизни, здоровью или имуществу человека что-то угрожало. В декабре 2020 года в закон были внесены изменения. И теперь право на особую конфиденциальность человек может получить с момента назначения на должность.

 

Что нужно, чтобы режим особой конфиденциальности начал действовать?

Поводом для применения мер безопасности в отношении судьи, сотрудника правоохранительного или контролирующего органа могут быть заявление самого сотрудника, обращение его руководства или получение информации о том, что сотруднику грозит опасность.

В случае, если орган, обеспечивающий безопасность, получает такое обращение или информацию, он в течение трех дней (а в некоторых случаях — незамедлительно) должен вынести решение о применении мер или отказе.

 

Если человек был уволен со службы, госзащита автоматически снимается?

Нет. Закон прямо указывает, что в отношении уволенных сотрудников госзащита сохраняется, если:

а) в отношении них осуществлялась защита;

б) сохраняется угроза посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

 

Какая информация относится к конфиденциальной?

Если говорить о Законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», то он выделяет два вида: персональные данные и сведения об имуществе.

Персональные данные служащего. Это любая информация, которая прямо или косвенно относится к защищаемому лицу, с помощью которой он может быть идентифицирован. Например, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, место работы и должность, номер и дата выдачи удостоверения, сведения об образовании, имуществе и здоровье, семейное и социальное положение, а также сведения, в зависимости от конкретных обстоятельств, так как границы этого понятия очень гибкие.

Сведения об имуществе, например, домах, квартирах и т.д.

 

В каких случаях эту информацию нельзя распространять?

В случае, если в отношении человека введен режим защиты и наложен запрет на распространение информации о нем, операторам персональных данных запрещается выдавать персональные данные и сведения об имуществе человека.

Это значит, что операторы ПД, скажем, Росреестр, будет отказывать в ответах на запросы СМИ о любой информации, касающейся должностных лиц, в отношении которых принята мера безопасности. Если журналист все-таки получит и опубликует какие-то сведения, например, об имуществе судьи, которые он не отразил в декларации, то судья имеет право обратиться в полицию с заявлением о незаконно полученных и распространенных сведениях. Прокуратура в этом случае может заблокировать такой материал.

При этом под запретом распространения находится даже информация о том, что в отношении какого-то сотрудника применяются меры безопасности. То есть какого-то списка или реестра защищаемых лиц нет. А это значит, что проверить, можно ли распространять информацию о каком-то судье или сотруднике, к примеру, ФСИН или МВД, нельзя, можно только догадаться по косвенным признакам, например, если информация о сотруднике вдруг исчезла из каких-то официальных баз данных.

Но все-таки есть и исключения, когда собирать и распространять информацию о человеке, находящемся под особой охраной, можно. Это случаи, когда:

  • сам человек дал согласие на выдачу сведений;
  • информация была выявлена в ходе предварительного расследования по уголовному делу или в рамках исполнения требований антикоррупционного законодательства.

 

Наличие общественного интереса — исключение?

Автоматически это исключение не работает. Если на распространение сведений был наложен запрет, но, скажем, журналист или блогер опубликовали их, а РКН предъявил претензии, то наличие общественного интереса придется доказывать в суде. В этом случае всегда есть риск, что аргументы о том, что общество имеет право знать ту или иную информацию, могут и не сработать.

 

Какая ответственность и кто ее несет?

Штрафы за незаконный сбор, передачу, распространение и доступ к персональным данным людей, которые находятся под особой госзащитой, и и близких установлены статьей 17.13 КоАП РФ. Они составляют для граждан от 20 тыс. до 40 тыс. рублей, а для юрлиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

По этой же статье могут наказать и за разглашение сведений о сами мерах безопасности.

Кроме того, может быть возбуждено производство по статье 13.14 КоАП РФ — «Разглашение информации с ограниченным доступом».

Также предусмотрена и уголовная ответственность, если человек разгласил информацию о мерах безопасности в отношении судьи, сотрудников правоохранительных или контролирующих ведомств и их близких, доверенную ему или ставшую известной ему по службе. Наказание за это устанавливает статьи 311 и 320 Уголовного кодекса РФ.

При этом если под КоАП попадают все, даже простые граждане, которые каким-то образом распространили охраняемые сведения, то по уголовным статья могут быть осуждены только люди, на которых возложены применение и осуществление мер безопасности. К ним, в частности, относятся сотрудники органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ

 

 

Читайте также

Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку

Подпишитесь на наши аккаунты в соц. сетях