Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Ответчики ликуют: анализ практики по авторским спорам от Верховного суда РФ

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Верховный суд России в мае опубликовал обзор практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских прав в интернете. Суд изучил дела, которые рассматривались в 2019-2023 годах, и обобщил практику для того, чтобы в дальнейшем подход судей к разрешению споров был единообразным. Многие из выводов, которые отражены в обзоре, повлияют на размеры компенсаций за незаконное использование фотографий и других объектов авторского права. Коротко рассказываем о самых важных пунктах документа.

 

1. УТОЧНЕНИЕ ПРАВИЛ ЦИТИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ


Верховный суд:

Отсутствие информации об авторе произведения (фотографии, текста или видео) в источнике не освобождает от обязанности указывать автора при цитировании этого произведения в публикациях на других сайтах.

Это это значит:

Если вы планируете процитировать какое-то произведение, но его автор в источнике не подписан, вы все равно обязаны узнать имя автора и указать его вместе со ссылкой на источник. В противном случае использование произведения будет считаться нарушением.

Несмотря на то, что эти же правила цитирования установлены законом (ст. 1274 ГК РФ) в судебной практике встречалась и другая позиция: если в источнике заимствования не указано имя автора, то для правомерного цитирования достаточно указать только источник заимствования.


Верховный суд:

Имя автора и ссылка на источник должны быть указаны в месте размещения цитаты

Что это значит:

Часто бывает, что имя автора и ссылку на источник указывают не на странице, где процитировано произведение, а на какой-то отдельной. Так вот теперь можно однозначно сказать, что это будет нарушением. Самый безопасный вариант — ставить указание на автора и источника непосредственно рядом с цитируемым произведением, чтобы читателю или зрителю было очевидно понятно, кому принадлежат авторские права. В случае с цитирование фотографии в материалах на сайте необходимую информацию можно указывать в качестве подписи к снимку, а в случае цитирования в видео — указывать ее, например, в углу кадра при демонстрации произведения, а не в конце ролика.

 

2. ВСТРАИВАНИЕ НА САЙТ ПОСТОВ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ЧУЖИЕ ФОТОГРАФИИ И ВИДЕО


Верховный суд:

Владелец сайта, опубликовавший гиперссылку на авторское произведение, находящееся на другом ресурсе, может быть признан информационным посредником

Что это значит:

Этот пункт относится к ситуациям, когда вы вставляете на свой ресурс чужие произведения с других сайтов, например, фотографии, опубликованные в соцсетях или ролики с видеохостингов, через код или гиперссылку. В этом случае контент отображается на вашем сайте, но при желании пользователь может перейти на страницу, где он был опубликован изначально.

Владелец ресурса, на котором встроено произведение, может быть признан информационным посредником, если читатель четко понимает, что фото или видео принадлежат другому лицу и физически находится на другом ресурсе. Для выполнения этого условия необходимо, чтобы крупно был виден адрес интернет-ресурса, на котором непосредственно размещен материал, или его логотип.

Информационный посредник освобождается от ответственности, если после получения претензии от автора или правообладателя прекратит использование произведения и удалит гиперссылку.

 

3. ЕДИНСТВО НАМЕРЕНИЙ


Верховный суд:

Использование одной фотографии на нескольких страницах сайта или нескольких ресурсах, принадлежащих одному владельцу, с единым намерением — одно нарушение

Что это значит:

Если на разных страницах одного сайта несколько раз незаконно используется одна и та же фотография, например, как иллюстрация материалов на какую-то определенную тематику или публикаций об одном событии (скандале, ЧП и т.д.), то это может быть признано судом одним нарушением. То есть правообладателю будет труднее взыскать с нарушителя компенсации за каждый случай использования снимка. Такой же подход действует, если снимок использовался в качестве иллюстрации одной новости, которая была на разных ресурсах, принадлежащих одному владельцу, например, на сайте СМИ, в паблике этого СМИ в соцсетях и т.д.

Важно, что суды сами не применяют единство намерений автоматически, ответчик должен заявить и доказать, что оно было.

 

4. СКАЧИВАНИЕ И ПУБЛИКАЦИЯ ЧУЖОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — ОДНО НАРУШЕНИЕ


Верховный суд:

Если неправомерное воспроизведение произведения не имеет самостоятельного экономического значения, а является необходимым шагом для дальнейшей публикации снимка, то эти действия должны считаться одним нарушением

Что это значит:

Скачивание фотографии — это ее воспроизведение путем записи в память ЭВМ, что является одним из способов использования.

Долгое время суды при рассмотрении дел об использовании чужих произведений взыскивали с ответчиков компенсацию не только за неправомерное доведение до всеобщего сведения, но и за воспроизведение, то есть за скачивание. После суды начали принимать во внимание позицию о единой экономической цели, логично указывая, что без скачивания по сути невозможно дальнейшее использование снимка.

Сейчас Верховный суд обобщил практику и закрепил следующий подход: если нарушитель скачал снимок только для того, чтобы опубликовать его на своем сайте, то имела место единая экономическая цель, а значит правообладатель сможет получить компенсацию только за одно нарушение.

 

5. УДАЛЕНИЕ КОПИРАЙТА — НЕ СЧИТАЕТСЯ ОТДЕЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ


Верховный суд:

Неправомерное использование произведения с удаленной или измененной информацией об авторском праве поглощается фактом неправомерного использования объекта

Что это значит:

Этот пункт касается случаев, когда нарушитель использовал чужое произведение, с которого ранее кто-то другой удалил копирайт. В такой ситуации правообладатель сможет получить только одну компенсацию — за неправомерное использование произведения по общим основаниям. Ранее некоторые судьи в таких случаях присуждали правообладателям две компенсации, сейчас же Верховный суд счел, что при рассмотрении факт удаления копирайта может влиять на размер выплаты, но не будет является отдельным нарушением.

При этом само удаление копирайта все-таки будет считаться за отдельное нарушение авторских прав. Однако для присуждения компенсации должно быть доказано, что информацию об авторстве удалил именно ответчик.

 

6. КАДРИРОВАНИЕ ≠ ПЕРЕРАБОТКА


Верховный суд:

Изменение границ или формата исходной фотографии без внесения творческих правок не приводит к созданию нового произведения

Что это значит:

Согласно позиции Верховного суда кадрирование фотографии не является переработкой произведения. Переработка — это всегда внесение в исходный снимок творческих правок, благодаря которым создается новое произведение. Исключительно обрезка границ снимка к таким «творческим правкам» не относится, а значит правообладатели не смогут требовать за это отдельную компенсацию в случае неправомерного использования их произведения.

 

7. СРОК ДАВНОСТИ ОТСЧИТЫВАЕТСЯ С МОМЕНТА ОБНАРУЖЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ НАДЛЕЖАЩЕГО ОТВЕТЧИКА


Верховный суд:

Срок давности по требованию о взыскании компенсации за нарушение авторских прав в интернете отсчитывается с момента, когда правообладатель узнал о нарушении и о том, кто является надлежащим ответчиком

Что это значит:

Срок давности по делам об авторских спорах составляет 3 года и отсчитывается не с момента незаконной публикации произведения, а с момента, когда правообладатель узнал о ней и выяснил, кто является надлежащим ответчиком (например, владельцем сайта). Если ответчик уверен, что истец узнал о нарушении раньше, чем заявляет, и срок давности истек, то он должен доказать этот факт в суде, например, предоставить переписку с правообладателям или показания свидетелей.

 

8. ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕЛ


Верховный суд:

Суд имеет право объединить в одно производство дела о нарушении авторских прав на несколько объектов, которые использовались на разных сайтах, принадлежащих одному владельцу

Что это значит:

Это значит, что если один правообладатель подал несколько исков к одному ответчику, который на разных сайтах неправомерно использовал произведения, то суд может объединить эти дела в одно производство. В этом случае компенсация будет рассчитываться с учетом всех нарушений, что вероятно, может привести к ее уменьшению.

 

 

Источник: Центр защиты прав СМИ