Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Рекомендательные технологии на сайте: что нужно учесть?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Правила применения рекомендательных технологий на российских сайтах с 2023 года регламентирует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Однако ответственности за нарушение требований не было. Устранить этот пробел депутаты Госдумы решили только в 2025 году. Вместе с юристом и специалистом по информационной безопасности разбираемся, что именно относится к «рекомендательным технологиям» и как владельцам сайтов не получить из-за них штраф.

 

А ЧТО ТАКОЕ «РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»? 

Рекомендательные технологии — это информационные технологии, которые анализируют данные о пользователях, находящихся на территории России, и их поведении на сайте, чтобы предлагать им подходящий контент, товары или услуги. Они работают на основе алгоритмов, подбирающих страницы, которые нужно показать, исходя из предпочтений посетителя, информации из его профиля или истории действий на ресурсе.

 

ЧТО ОТНОСИТСЯ К РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ? 

  1. Персонализированная главная страница или лента, где порядок и набор блоков зависят от того, что именно этот пользователь раньше смотрел, лайкал, покупал, комментировал и т.п.
  2. Блоки «Рекомендовано вам», «Для вас», «Вам может понравиться» и любые виджеты на основе действий человека в профиле: истории просмотров, покупок, того, что пользователь добавлял в корзину, избранное и т.д.
  3. Персонализация результатов поиска на сайте, когда два разных пользователя по одному запросу видят разный порядок или разный состав результатов, потому что алгоритм учитывает их прошлые поиски, клики, покупки, регион, интересы.
  4. Персонализированные рекомендации в личном кабинете, где выдача для конкретного пользователя подстраивается под его интересы, резюме, отклики, лайки и т.п. Например, «Ваши персональные предложения», «Специально для вас».
  5. Персонализированные баннеры или виджеты на страницах. Например, когда контент баннеров на сайте выбирается алгоритмом под пользователя: одному показывают акцию на детские товары, другому — на электронику, потому что система «знает», чем они интересуются. Кстати, внешние блоки, например, виджеты с новостями или контекстной рекламой партнеров, тоже относятся к рекомендательным технологиям.
  6. Персональные подборки «под сегмент», если сегмент строится по поведению. Например, когда пользователей автоматически делят на сегменты («явно интересуется косметикой», «ищет зимнюю обувь») по их действиям и для каждого сегмента алгоритм выдаёт свой набор контента или свой порядок показа.
  7. Персонализированные рекомендации, которые формируются на сайте, а затем отправляются письмом электронную почту или пуш-уведомлением.
  8. Применение любых AI-моделей, которые ранжируют контент «под пользователя».

Так, например, на сайтах СМИ и медиа чаще всего используются блоки рекомендаций, например, «Вам может быть интересно», которые формируются на основе анализа поведения конкретного читателя (того, какие ссылки он открывал для этого, какие материалы репостил, что искал на сайте и т.д.), а также персонализированные email-рассылки и виджеты с рекламой партнеров.

 

ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ? 

Если коротко, то любая выдача, которая не персонализирована и не основана на анализе действий конкретного пользователя или информации о нем. Например:

  1. Сортировка по дате, цене, рейтингу «по умолчанию» для всех.
  2. Блоки «Популярное за неделю», «Хиты продаж», если они формируются по общей статистике, одинаковой для всех посетителей.
  3. Рекомендация вроде «К этому пальто мы обычно предлагаем шарф» — это, скорее, маркетинговое правило, а не результат работы алгоритма, который анализирует предпочтения конкретного пользователя
  4. Любая выдача, которую пользователь сам формирует фильтрами («Только новинки», «Дешевле тысячи», «По алфавиту» и т.д.), если система не подстраивает ее под его историю.
  5. Блоки «Читайте также», если показ материалов в них не персонализируется, а выдача формируется, например, по теме или добавленным ключевым словам и одинакова для всех.

 

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ ЗАКОН?

Согласно статье 10.2-2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владельцы российских информационных ресурсов:

  • не должны применять алгоритмы, которые ущемляют права и законные интересы граждан и организаций или используются для распространения информации с нарушением закона (например, информации, доступ к которой ограничен);
  • обязаны уведомлять пользователя о применении рекомендательных технологий;
  • должны опубликовать на информационном ресурсе, на котором применяются алгоритмы, правила их использования, адреса электронной почты, ФИО или наименования юрлица владельца этого информационного ресурса.

 

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА САЙТЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ? 

1. Создать отдельную страницу сайта, доступ к которой будет открыт всем пользователям, и опубликовать на ней:

  • Уведомление об использовании рекомендательных технологий следующего содержания: «На информационном ресурсе при применении информационных технологий предоставления информации осуществляется сбор, систематизация и анализ сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации». Важно, чтобы оно не было наложено на другую информацию, опубликованную на ресурсе.
  • Правила применения рекомендательных технологий. В них нужно описать где, как и для чего на сайте или в приложении применяются рекомендательные технологии. В законе говорится, что в правилах должна содержаться информация:
  1. О процессах и методах сбора, систематизации, анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей, а также о процессах и методах предоставления информации на основе этих сведений. Например, нужно рассказать, где могут быть показаны рекомендации: в персонализированных лентах новостей, блоках типа «Вам также может понравиться», персонализированных пуш-уведомлениях и т.д.
  2. О видах сведений, относящихся к предпочтениям пользователей, которые используются для предоставления информации с применением рекомендательных технологий, об источниках получения этих сведений. Например, ими могут быть просмотры, клики, история заказов, базовая информация профиля и т.п.

Кроме того, в правила мы рекомендуем добавить:

  • цели применения алгоритмов (улучшение рекомендаций, фильтрация спама и др.);
  • как пользователь может повлиять на работу алгоритмов или отказаться от них;
  • пункт о том, что алгоритмы не используются для дискриминации или политической цензуры

2.  Добавить на сайт дисклеймер «На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии», в котором должна быть ссылка на страницу с уведомлением. Требований к тому, где он должен быть опубликован, нет. Можно сделать в виде всплывающего предупреждения или добавить в подвал каждой страницы.

3. Указать на сайте адрес электронной почты для приема юридически значимых сообщений, ФИО или наименования юрлица владельца этого информационного ресурса. На этот адрес электронной почты будут приходить запросы, уведомления или требования от Роскомнадзора, поэтому рекомендуем четко прописать процедуру: кто, когда и как будет вступать с сотрудниками РКН в диалог для исполнения или оспаривания требований.

При этом место публикации этой информации закон не регламентирует. К примеру, ее можно разместить в разделе «Контакты», в подвале сайта или в правилах применения рекомендательных технологий. Главное, чтобы пользователи или контролирующие органы могли легко найти эти сведения.

 

МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЧТОБЫ НЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИ ТРЕБОВАНИЯ?

Да. Если на сайте не собираются и не анализируются данные о предпочтениях конкретного пользователя и нет персонализированной выдачи контента, который предлагает алгоритм, то все эти требования к ресурсу не применяются.

В этом случае мы рекомендуем четко указать в правилах пользования сайтом, что на ресурсе не применяются рекомендательные технологии, а сортировка контента основана либо на времени публикации, либо на общих агрегированных показателях, либо на активном выборе самого пользователя.

 

КТО ЗА ЭТИМ СЛЕДИТ?

Роскомнадзор. Если на информационном ресурсе заметят признаки нарушения применения рекомендательных технологий, то РКН может направить владельцу сайта:

  • запрос о представлении информации, связанной с применением рекомендательных технологий;
  • запрос о предоставлении доступа к программно-техническим средствам рекомендательных технологий для оценки их соответствия установленным требованиям.

1. Роскомнадзор заметил, что на сайте не размещены правила применения рекомендательных технологий →

2. Он направляет владельцу сайта уведомление с требованием принять меры по устранению выявленного нарушения →

3. Владелец ресурса должен сделать это в течение 10 дней со дня получения уведомления или в иной срок, указанный в нем →

4. После этого нужно направить уведомление о принятии мер в Роскомнадзор в течение 5 рабочих дней →

5. Если нарушение не будет исправлено в срок, то владелец сайта получит уже требование от РКН о прекращении предоставления информации с применением рекомендательных технологий, которое нужно выполнить в течение суток →

6. Если требование не будет выполнено, сайт заблокируют

Согласно Порядку, утвержденному Приказом Роскомнадзора, направлять в РКН документы, информацию и уведомление нужно в электронном виде.

Также в Роскомнадзор могут пожаловаться пользователи. При этом поводом для претензий и проверки может стать любое спорное решение рекомендательного алгоритма (например, скриншот того, что пользователю не понравилось предложение алгоритма), особенно у ресурсов с политически чувствительным контентом. Кроме того, в документе крайне размытые формулировки, которые создают пространство для избирательного применения закона.

 

КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? 

Пока ответственности за нарушение нет — соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении в Госдуме.

Согласно ему, депутаты предлагают ввести в КоАП новую статью 13.54, которая установит штрафы за нарушение правил использования рекомендательных технологий:

  • для граждан — у от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • для юрлиц — от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.

При повторном нарушении суммы штрафов будут удваиваться.

Кроме того, планируется ввести наказание и за невыполнение требования Роскомнадзора о прекращении предоставления информации с применением рекомендательных технологий.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ