Что такое Олимпийская символика и допустимо ли ее свободное использование

В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи" под олимпийской символикой также понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский", "Паралимпиада", "Paralympic", "Paralympian", "Paralympiad", "Paralympic Winter Games", "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Паралимпийских игр. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусств, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и (или) Паралимпийских игр.

Действующий в России Олимпийский закон считает символику использованной тогда, когда она применяется для обозначения какой-либо компании, производимых ею товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе в товарных знаках), а также если она используется любым другим способом и создает представление о принадлежности компании к Олимпийским играм. Использование символики допускается только при условии заключения соответствующего договора с оргкомитетом «Сочи 2014».

Символ в виде пяти переплетающихся колец - зарегистрированный на территории Российской Федерации товарный знак, правообладателем которого является Международный олимпийский комитет (МОК).

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Таким образом, запрещается использование Олимпийской символики и других видов Олимпийской собственности в коммерческих целях и в форме, предполагающей одобрение МОК или Организационного комитета «Сочи 2014».

Однако что же делать, например, болельщикам, посетившим Олимпийские игры и желающим рассказать о своих впечатлениях в соцсетях или блогах? Или журналистам, не получившим аккредитацию МОК, но которым хочется написать статью об Играх в Сочи? 

В соответствии с Рекомендациями МОК участники (спортсмены, болельщики) имеют право вести записи об участии в проходящих соревнованиях, других соревнованиях и в целом о впечатлениях от Олимпийских игр. Однако они не должны брать на себя роль журналистов или СМИ. Записи должны быть от первого лица, в формате дневника.

Использование Участниками и другими аккредитованными лицами Олимпийских символов (пять пересекающихся колец) в своих записях в социальных сетях, блогах или твитах запрещено. Только представители аккредитованных СМИ имеют право использования Олимпийских символов для информационных и редакционных целей, например, в новостных статьях об Олимпийских играх.

Слово «Олимпийский» или другая относящаяся к Олимпиаде терминология могут быть использованы участниками в социальных сетях и интернете только в редакционных/информационных целях (например, для описания их впечатлений во время Олимпийских игр). Использование эмблемы Организационного комитета «Сочи 2014» и талисманов Игр разрешено только с предварительного письменного согласия Организационного комитета «Сочи 2014».

© Подготовлено юристами Центра защиты прав СМИ