Интернет-компании заплатят за неправильный контент

10 Марта 2020

В Совете федерации рассмотрят введение штрафов для социальных сетей. 

Власти вернулись к идее ввести штрафы для соцсетей и интернет-компаний за противоправный контент. Законопроект об этом готовит рабочая группа Совета федерации вместе с Лигой безопасного интернета (ЛБИ), основанной владельцем телеканала «Царьград» Константином Малофеевым. В организации уверены, что штрафы помогут защитить детей от пропаганды наркомании и экстремизма. Инициатива приведет к развитию цензуры в интернете и поставит российские компании в неравные условия с Facebook и Twitter, уверены эксперты и участники рынка.

Рабочая группа комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре под руководством его председателя Лилии Гумеровой по инициативе ЛБИ разрабатывает законопроект о штрафах для социальных сетей и интернет-площадок за распространение противоправного контента, рассказала директор организации Екатерина Мизулина. В комитете подтвердили “Ъ”, что работа по этому направлению ведется.

«Дети в разных регионах России продолжают сталкиваться в интернете с огромным количеством запрещенной информации, а в последние месяцы в соцсетях распространяется реклама сайтов по продаже наркотиков»,— заявила Екатерина Мизулина на заседании Общественной палаты 5 марта. Интернет-площадки обладают информацией о пользователях, которую используют, например, для таргетирования рекламы, подчеркнула она: «Таким образом, их заявления о невозможности отсева негативного контента безусловная ложь».

Первый зампред комиссии Общественной палаты по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов считает, что эффективным средством будут оборотные штрафы.

 Предложения ЛБИ вредны и нереализуемы, считают в Mail.ru Group (контролирует «ВКонтакте» и «Одноклассники»). «Попытка переложить ответственность на площадки противоречит конституционным правам человека на поиск и получение информации»,— подчеркнули в компании.

Там уверяют, что модераторы и алгоритмы искусственного интеллекта соцсетей по жалобам пользователей ежемесячно реагируют на десятки миллионов жалоб и удаляют сотни тысяч опасных и противоречащим правилам площадки постов. «Странно, что судьбу одной из самых успешных и конкурентоспособных отраслей российской экономики пытается решить небольшая группа далеких от нее людей»,— заявили в компании.

ЛБИ основана в 2010 года православным бизнесменом и владельцем телеканала «Царьград» Константином Малофеевым. Ее попечительский совет возглавляет экс-глава Минкомсвязи, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев. В апреле 2018 года ЛБИ возглавила дочь сенатора Елены Мизулиной Екатерина. Лига участвовала в разработке закона о черных списках интернет-сайтов, принятого в июле 2012 года.

Гендиректор российского сервиса знакомств Mamba Андрей Бронницкий добавляет, что в рамках инициативы жесткие правила применяются только для внутренних игроков и не влияют на внешних конкурентов, позволяя им развиваться более свободно без обременений: «В перспективе это может привести к тому, что внутренних игроков, которых можно регулировать, не останется».

Если подобный законопроект будет принят, дополнительное финансовое бремя расходов на мониторинг контента ляжет только на российских игроков, в то время как Facebook и Twitter не будут выполнять эти требования, согласен директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.

  «Эти компании так и не зарегистрировались в соответствующем реестре Роскомнадзора и не переносят данные пользователей в Россию»,— напоминает он.

В Google отказались от комментариев, «Яндекс» и Twitter не ответили на запрос. В Роскомнадзоре сообщили “Ъ”, что не участвовали в подготовке замечаний к законопроекту.

Подобная инициатива уже обсуждалась в 2018 году, в итоге штрафы за противоправный контент введены не были, напоминает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Сейчас Роскомнадзор может обратиться к владельцам сайтов с требованием заблокировать запрещенный контент, но, как правило, такие запросы сразу направляются операторам связи, поясняет он. Если предложенное ЛБИ регулирование будут принято, считает аналитик, на частные компании фактически ляжет функция цензуры в интернете.


Источник: Юлия Тишина, Коммерсантъ



Поддержите работу Центра!

Подпишитесь на нас

Ежемесячная рассылка:

не забудьте поставить приоритет при подписке!
 

 
Проект "Правила выживания в сети"
Наш канал-видеоликбез по информационному праву