Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Матрица с закрытой частью

Депутаты доработали проект о единой базе сведений о населении. 

Госдума приняла во втором чтении законопроект о единой информационной системе данных о населении — регистре, который отследит все важные этапы жизни граждан от рождения до смерти. Депутаты доработали правительственный проект закона, добавив в него возможность для физлиц получать сведения и совершать нотариальные действия. Кроме того, в регистре появилась закрытая часть со сведениями о лицах, находящихся под госзащитой. Как утверждает будущий держатель регистра, Федеральная налоговая служба (ФНС), сведения о доходах и налоговых поступлениях граждан в нем учитываться не будут — однако само по себе создание реестра поможет, в том числе, повысить адресность выделения гражданам соцподдержки.

В пятницу Госдума приняла во втором чтении законопроект правительства «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ». Как сообщил на пленарном заседании глава профильного комитета Госдумы Александр Хинштейн, проект предусматривает «впервые в нашей стране создание единого ресурса на основе более 500 млн записей актов гражданского состояния населения». По его словам, правительственный проект был переделан депутатами «более чем на треть». В частности, он был дополнен возможностью совершать нотариальные действия с использованием регистра, у физлиц появилась возможность запрашивать и получать информацию из него.

Кроме того, в регистре появился «закрытый реестр с целью зашифровки информации о лицах, находящихся под государственной защиты или под государственной охраной»,— туда войдут сведения, например, о судьях.

Напомним, инициатива правительства внесена в Госдуму летом 2019 года (см. “Ъ” от 24 июля 2019 года) и принята в первом чтении в сентябре. В регистр будут внесены более 30 видов сведений о человеке — в частности, ФИО, дата и место рождения, пол «и в случае его изменения — иной пол», семейное положение, гражданство, сведения о постановке на учет в налоговом органе, «в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход», сведения о регистрации в качестве ИП, о постановке на воинский учет, регистрация в системах ОМС, соцстраха и пенсионной системе, документы об образовании/учебе, квалификации, о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени/звания, сведения о родителях/детях, дата и место смерти. В пояснительной записке к проекту говорится, что его реализация позволит улучшить качество госуправления, сократит сроки оказания госуслуг, обеспечит переход «на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц». Кроме прочего, реестр повысит эффективность борьбы с мошенничеством в части получения мер соцподдержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Держателем регистра будет ФНС. Как сообщили “Ъ” в службе, регистр будет содержать совокупность сведений о населении, а не о его платежеспособности.

«Создаваемый регистр не имеет никакого отношения к каким-либо сведениям о финансах граждан (их доходах, пенсиях, выплатах и т. д.) или их имуществе, а также не предполагает контроль за их доходами»,— утверждают в ФНС. По мнению налоговиков, важной целью регистра является быстрое оказание госуслуг гражданам — не нужно будет каждый раз заполнять сведения о себе. «Регистр населения после наполнения сведениями о гражданах России и иностранных гражданах, предоставленных органами МВД, перевода с бумаги в электронный вид актовых записей гражданского состояния с 1926 года позволит собрать информацию о количестве и составе семей и домохозяйств граждан России, в том числе в регионах»,— говорится в сообщении пресс-службы ФНС.

По оценке партнера КПМГ в России и СНГ Доната Подниека, основная цель создания регистра заключается в более точном определении групп лиц, которым нужна адресная помощь государства. «В фискальных целях эту базу данных можно будет использовать, если указать в ней имущество, которым владеет человек, его накопления и активы в российских и зарубежных банках и нефинансовых организациях (остатки на счетах, стоимость портфелей ценных бумаг, страховки и т. п.), а также расходы — как минимум по тратам через банковские счета и снятие наличных»,— говорит он “Ъ”. Таким образом, можно будет сопоставить официально декларируемую доходную часть и расходы, а в случае существенного расхождения и отсутствия достаточных доходов других членов семьи и близких родственников задать вопросы об источнике доходов. «Такая работа уже ведется, как минимум для определенных категорий госслужащих и приравненных к ним работников. Однако при наличии такого расширенного реестра эта работа будет, скорее всего, на несколько порядков быстрее и эффективнее»,— считает эксперт.

Источник: Татьяна Гришина, Коммерсантъ

Фото: Госдума РФ