Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Сталина лишили рекламы

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Власти Воронежа заставили снять билборды с портретами вождя народов

Владислав Куликов, Лев Лазаренко

«Российская газета» — Федеральный выпуск  5058 (234) от 8 декабря 2009 г.

Сталин и реклама несовместимы, такое историческое решение приняли власти Воронежа. Поэтому в городе демонтированы щиты с портретами генералиссимуса, установленные коммунистами на улицах.

Поклонники отца народов, сами того не желая, создали важнейший правовой прецедент, и последствия могут быть далеко идущими. Проблема ведь не ограничивается рамками одного города: у всего общества появился прекрасный повод задуматься и обсудить, что мы видим на наших улицах. А что — ни при каких обстоятельствах не должно бросаться в глаза.

Напомним вкратце предысторию. Еще летом коммунисты Воронежа арендовали десяток билбордов и повесили портреты Иосифа Сталина. Появление вождя взбудоражило и общественность, и — в гораздо большей степени — муниципальные власти. Последние поспешили объявить, что содержание плакатов противоречит действующему законодательству, конкретно — части второй 19-й статьи Федерального закона «О рекламе». В нем сказано, что любая конструкция подобного рода должна использоваться «исключительно в целях распространения рекламы». А культ личности, рассудили в мэрии, в закон о рекламе не укладывается. В итоге, как сообщалось, местное управление Федеральной антимонопольной службы выдало рекламным агентствам соответствующие предписания — и щиты исчезли. Но буквально на днях Сталин появился вновь. В сетевых СМИ сразу же появилась информация: якобы их водрузили с санкции областной прокуратуры. Однако это не так.

— Никаких «разрешений» мы не получали, — пояснил депутат Воронежской областной Думы от КПРФ Андрей Рогатнев. — Однако в неформальных беседах с работниками прокуратуры мне лично не раз говорилось: нарушений законодательства тут нет, мэрия перегибает палку. Посудите сами: в городе можно увидеть немало плакатов, которые также — по формальным признакам — не являются ни коммерческой, ни социальной рекламой: скажем, поздравления с днями рождений. Их почему-то никто не снимает. Получается, эта правовая норма применяется избирательно?

Коммунисты даже выставили круглосуточные «дежурные дозоры», охраняя портреты Сталина. Однако это не помогло. Власти были непреклонны и настойчивы, в итоге отец народов опять ушел в рекламное небытие.

— Мы считаем, что размещение в городе билбордов с изображением Сталина незаконно, — заявил начальник отдела рекламы управления главного архитектора администрации Воронежа Сергей Бобровников. — Информацию на плакатах нельзя отнести ни к социальной рекламе, ни к рекламе товаров и услуг. На прошлой неделе мы направили в адрес владельца рекламных конструкций письмо с разъяснением отдельных аспектов рекламного законодательства.

А рекламщики, судя по всему, решили не спорить. Власти Воронежа настаивают, что решение не политическое, а правовое. Хотя, честно говоря, осадок остается: на улицах наших городов действительно масса плакатов, скажем так, некоммерческого содержания. И чем Сталин хуже какого-нибудь Ивана Ивановича, которого поздравляют с золотой свадьбой сослуживцы? А если бы на месте вождя были Петр I, Наполеон или Александр II? Тоже нельзя? И как быть?

— Я думаю, что власти Воронежа правы, — сказала «РГ» адвокат бюро «Князев и партнеры» Оксана Туманова. — Закон о рекламе относит к рекламным конструкциям все щиты, стенды, перетяжки и т.п. Размещать там информацию можно только с соблюдением закона о рекламе, в котором четко указано: она может быть либо коммерческой, либо социальной.

Сталина, при всем к нему уважении, а также расплывчатости термина «социальная реклама», нельзя подвести под эту статью. Он проходит по классу исторических деятелей, и законы здесь совсем иные. Однако, по словам Оксаны Тумановой, плакаты с портретами родных и близких — тоже нарушение закона. Поэтому у граждан с активной жизненной позицией, заметивших нечто подобное на родных столбах, есть право пожаловаться городским властям. Если же администрация не отреагирует, можно обжаловать их решение в суде. Ведь перед законом, в данном случае — законом о рекламе, все должны быть равны.

Фото Александра Пылева