Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

У персональных данных плохая переносимость

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Несмотря на то что нормы закона, обязывающие компании хранить в России персональные данные своих пользователей, вступают в силу уже сегодня, исполнить их пока успел в среднем лишь каждый десятый из клиентов крупнейших дата-центров. При этом данные в Россию переносят не только иностранные, но и местные компании: цены на услуги хранения данных в стране из-за девальвации рубля стали ниже, чем за рубежом.

В среднем только 10% клиентов двадцати наиболее крупных провайдеров центров обработки данных (ЦОД) в России успели завершить перенос своих данных на территорию страны, как того требуют вступающие сегодня в силу нормы закона «О персональных данных», говорится в исследовании компаний «Телеком Биржа» и 42Future. «Заказчики демонстрируют достаточно высокий интерес к данной теме, но явно уже запаздывают с ее реализацией»,— указывается в исследовании. Проблема — в недостаточном понимании компаний, «как именно необходимо изменить IT-инфраструктуру и бизнес-процессы», отмечают авторы. Так, в ряде ситуаций «заказчики переносили лишь некоторые свои системы, а в отношении остальных приостановили активность, ожидая разъяснений и дополнений со стороны регуляторов».

Исключением стали лишь несколько наиболее крупных провайдеров ЦОД. Так, у DataLine (входит в Inline Technologies Group) в течение 2014-2015 годов появилось двадцать новых клиентов из числа иностранных компаний. Около 75% из них уже завершили перенос данных в Россию. Больше пяти новых иностранных заказчиков появилось у DataPro, около 80% зарубежных клиентов компании завершили перенос данных. У Selectel, основанной бывшими инвесторами «ВКонтакте» Львом Левиевым и Вячеславом Мирилашвили, появилось больше десяти новых иностранных заказчиков, но перенесли свои персональные данные в Россию только 10% клиентов компании.

По данным iKS-Consulting, в 2014 году объем российского рынка дата-центров вырос почти на 30%, до 11,9 млрд руб. Суммарная площадь машинных залов коммерческих ЦОД в России достигла 86 тыс. кв. м, а число стоек — 25,5 тыс. Крупнейший в России провайдер ЦОД — компания DataLine, у которой семь дата-центров с 2,6 тыс. стоек. В топ-5 также входят ММТС-9, «ТрастИнфо», Selectel и DataPro.

Поправки к закону «О персональных данных», обязывающие компании хранить информацию о персональных данных россиян на серверах, расположенных на территории России, вступают в силу с сегодняшнего дня. Интернет-ресурсы, не соблюдающие данное требование, будут включаться в реестр нарушителей и могут быть заблокированы по представлению Роскомнадзора. Глава службы Александр Жаров ранее заявлял, что с 1 сентября до конца года ведомство проверит на предмет соблюдения закона «О персональных данных» 317 компаний, среди которых российское представительство General Motors, «Скартел» (работает под брендом Yota), «Лукойл-Информ», «Ростелеком». Всего в России под действие нового закона подпадают 2,6 млн организаций.

Данные в российские ЦОД сейчас переносят не только иностранные, но и российские компании, говорит исполнительный директор DataPro Евгений Богданчиков. «Из-за девальвации рубля цены на услуги ЦОД в России стали ниже, чем за рубежом, а политические настроения и разнообразные учения на случай отключения России от интернета подстегивают к хранению данных на территории страны. Нашими важными клиентами также являются системные интеграторы, которые выступают в качестве посредников и нередко арендуют мощности для своих заказчиков»,— уточнил он.

«Несмотря на девальвацию рубля и, как следствие, резкое удорожание всего инженерного, IT- и телекомоборудования, большинство игроков старается сохранить рублевые цены на прежнем уровне, поэтому в долларовом эквиваленте услуги российских провайдеров ЦОД стали даже дешевле»,— подтверждает гендиректор DataLine Юрий Самойлов. По его словам, наибольший интерес к услугам коммерческих ЦОД сейчас проявляют международные игроки FMCG-сектора и ритейла, крупные интернет-проекты и производители электронной техники.

Источник: «Коммерсантъ»