Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

ФСБ утвердила новый перечень сведений, за сбор которых можно стать иноагентом. Что изменилось?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ «Центр защиты прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента РФ «Центр защиты прав СМИ»

Федеральная служба безопасности утвердила новый «Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации». Приказ был опубликовал 17 ноября, но действовать он начнет 1 декабря — в день, когда в силу вступает единый «иноагентский» закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Что изменилось — в комментарии экспертов Центра защиты прав СМИ.

 

Для чего нужен этот перечень?

Целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации — один из видов «иноагентской» деятельности. Человек, который собирает эту информацию, например, для своих материалов в СМИ, и при этом имеет иностранное финансирование или находится под «иностранным влиянием», может быть признан иностранным агентом.

Сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности РФ стал основанием для присвоения статуса иноагента еще в 2020 году. Первый перечень информации, за сбор которой можно оказаться в реестре, ФСБ утвердила в сентябре 2021 года. В него вошли сведения, которые не составляют гостайну, но могут быть использованы против безопасности РФ в случае получения иностранцами.

В списке тогда оказалось 60 пунктов, которые вызвали серьезную критику со стороны общественных организаций: используемые формулировки настолько размыты, что подвести под них можно фактически любую информацию.

Пока в России нет иностранных агентов, признанных таковыми за сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности РФ.

Что изменилось в сравнении с первой версией списка?

Новая версия Перечня не сильно отличается от предыдущей. Мы нашли лишь несколько не очень значительных изменений. Например, если раньше в Перечень входили только сведения о дислокации воинских подразделений, то теперь добавлены сведения об их передвижениях, а к сведениям о местах хранения оружия и боеприпасов добавлены сведения об организациях, которые производят или перевозят оружие или боеприпасы.

Небольшое исключение сделано для дипломатов: теперь они смогут собирать и распространять сведения о международных договорах и соглашениях, а также сведения об охране лиц, охраняемых государством.

При этом широкие формулировки, которые в 2021 году вызвали критику со стороны общественных организаций, остались и в новой версии перечня. Например, в списке есть:

  • сведения о материально-техническом обеспечении войск;
  • сведения о мобилизации, боевой и мобилизационной подготовке войск;
  • информация о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках;
  • данные о рассмотрении сообщений о преступлениях в армии, которые расследует ФСБ или военные следственные органы СКР;
  • информация о целевых программах Роскосмоса и о проблемах, которые сдерживают развитие госкорпорации, за исключением сведений, которые относятся к созданию космической техники научного и социально-экономического назначения (полный список смотрите по ссылке).

Получается, что журналист, блогер, военный эксперт или сотрудник правозащитной организации вполне может стать иностранным агентом за сбор информации о том, сколько случаев дедовщины произошло в российской армии, скажем, за год, или о том, насколько хорошо обеспечены всей необходимой экипировкой мобилизованные, или о том, есть ли недостаток финансирования космических программ. Конечно, при условии, что человек по мнению контролирующих органов находится под «иностранным влиянием». Отметим, что понятия «иностранного влияния» в нормативных актах нет, поэтому простор для толкования на практике максимально широкий.

Что грозит людям, которые собирают эту информацию?

Людям, которые работают с информацией из этого Перечня, государство предлагает по сути два варианта:

  • либо самостоятельно зарегистрироваться как иноагент (причем до начала «целенаправленного сбора информации» по военной тематике),
  • либо — риск уголовной ответственности, если человек собирает и распространяет военную информацию, но не записался в иноагенты.

Согласно действующей сейчас редакции части 3 статьи 330.1 УК РФ, в случае неисполнения этого требования, человеку грозит от штрафа в 300 тыс. рублей до 5 лет лишения свободы. При этом уголовная ответственность наступает без предварительного привлечения к административной ответственности.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ