Владелец «Ежедневного журнала» обжаловал в ЕСПЧ очередную блокировку сайта

15 Октября 2019

Интересы заявителя представляет старший юрист Центра Светлана Кузеванова.

Компания «Медиафокус», которая владеет заблокированным в России сайтом «Ежедневный журнал», обжаловала в Европейском суде по правам человека очередную блокировку. Сайт www.ej2015.ru, доступ к которому ограничили, был создан для продолжения работы издания. По мнению заявителя, Россия нарушила статью 10 Европейской конвенции о защите прав человека. Интересы компании в ЕСПЧ представляет старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

История с блокировкой «Ежедневного журнала» началась в 2014 году, когда Роскомнадзор  заблокировал доступ к сайту ej.ru. Через месяц был закрыт доступ к сайту ejnew.com. Когда владелец ресурсов ООО «Медиафокус» обратился в ведомство за разъяснением, ему ответили, что доступ к сайтам закрыт по решению Генпрокуратуры России. Причина –  «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности или участию в массовых публичных мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». К каким именно страницам ресурсов и текстам относилась эта формулировка, узнать так и не удалось. Первая блокировка была безуспешно обжалована в российских судах, после чего владелец ресурса подал жалобу в ЕСПЧ. На этом история не закончилась. 

После этих событий компания «Медиафокус» создала еще один сайт - www.ej2015.ru, на котором продолжилась публикация материалов интернет-ресурса «Ежедневный журнал». Архив публикаций со старых сайтов сюда переносить не стали.  Однако это не помешало заблокировать и его. Доступ к нему был запрещен в 2017 году. В качестве основания блокировки на сайте Роскомнадзора было указано все то же требование Генеральной прокуратуры РФ от 13.03.2014 года, на основании которого были заблокированы ранее ресурсы www.ej.ru и www.ejnew.com. В Роскомнадзоре уточняли, что на новом сайте была обнаружена информация, идентичная той, что была размещена на ранее заблокированных ресурсах.

Блокировка была обжалована в суде. В частности, представители ресурса настаивали на том, что ограничение доступа стало возможным из-за того, что в требовании Генпрокуратуры указывалось, что Роскомнадзор должен блокировать «зеркала» сайта, если запрещенная информация будет перенесена на них. При этом понятия «зеркало» интернет-ресурса в действующем законодательстве нет. В общем понимании, «зеркало» - это сайт, на котором полностью дублируется информация. Представители компании «Медиафокус» в суде настаивали на том, что сайт www.ej2015.ru не является зеркалом www.ej.ru и www.ejnew.com, так как на нем - абсолютно другие публикации.

Несмотря на это, суд посчитал блокировку нового сайта законной. Это решение было обжаловано в вышестоящих судах, но и они встали на сторону Генпрокуратуры. 

После этого компания «Медиафокус» запустила новый сайт - www.ej2018.ru. Накануне единого дня голосования он также был заблокирован. 

«Мы считаем, что блокировка нового сайта была незаконной и нарушила право заявителя на свободу выражения мнения, так как на нем нет той информации, которую в 2014 году Генпрокуратура признала запрещенной. Постоянное преследование властями сайта «Ежедневный журнал» говорит лишь о попытке запретить его существование в принципе.  Госорганы постоянно следят за новыми ресурсами ООО «Медиафокус» и блокируют их, при этом никогда не сообщают, что именно они считают запрещенной информацией. Владелец ресурса неоднократно заявлял о своей готовности удалить спорную информацию, но органы власти не готовы сообщать, что именно им не нравится», - сказала Светлана Кузеванова.


Источник: Центр защиты прав СМИ






Поддержите работу Центра!

Подпишитесь на нас

Ежемесячная рассылка:

не забудьте поставить приоритет при подписке!
 

 
Проект "Правила выживания в сети"
Наш канал-видеоликбез по информационному праву