Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Россия обжаловала решение ЕСПЧ по делу о блокировке “Ежедневного журнала” и других ресурсов

Ранее ЕСПЧ признал, что при блокировке Россия нарушила право на свободу выражения мнения.

Правительство России подало обращение о направлении дела “ООО “Флавус” и другие против России” в Большую палату Европейского суда по правам человека. Дело касается блокировки сайтов изданий “Грани.ру”, “Каспаров.ру” и “Ежедневный журнал». Об этом сообщила старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, представляющая интересы владельца “Ежедневного журнала” — ООО “Медиафокус”. 

“Блокировки для российского государства — очень значимый и важный инструмент борьбы не только с противоправным, но и часто просто неугодным контентом.  Поэтому вряд ли национальные власти так легко согласятся с оценкой, которую этой процедуре в своем решении дал Европейский суд. Важно, что суд не просто признал, что блокировка “Ежедневного журнала” не была необходима в демократическом обществе, но и установил, что закон, определяющий порядок ограничения доступа к сайтам, является некачественным, неясным и непредсказуемым. Это означает, что российским властям придется менять законодательство или практику его применения, и, видимо, именно это делать они совсем не готовы”, — сказала Светлана Кузеванова. 

Напомним, сайты были заблокированы в 2014 году по “закону Лугового”, который предусматривает ограничение доступа к ресурсам за призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Блокировка произошла с массой нарушений. Например, в случае с “Ежедневным журналом” ни Генпрокуратура, по требованию которой был заблокирован сайт, ни Роскомнадзор не предоставили данные о том, в какой именно публикации содержалась запрещенная информация. Во время судебных заседаний, когда издание пыталось обжаловать решение о блокировке, представители ведомств заявляли о том, что информация на сайте, в частности в разделе “Болотное дело”, содержит одобрение поведения людей во время митинга на Болотной площади. Представители издания предлагали полностью удалить раздел, чтобы восстановить доступ к сайту, но получили на это ответ, что подача информации на всем ресурсе имеет тенденциозный характер. Несмотря на это, национальные суды признали действия Генпрокуратуры и Роскомнадзора законными. 

Издания подали жалобы в ЕСПЧ. В июне 2020 года Европейский суд опубликовал решение, которым признал, что Россия нарушила статью 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая закрепляет свободу выражения мнения. Также суд признал, что при блокировке “Ежедневного журнала” было нарушено право заявителя на эффективное средство правовой защиты (статья 13 Конвенции). 

Источник: Центр защиты прав СМИ