Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Боты и программы для поиска информации о людях: правовые риски

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

В последнее время Роскомнадзор сильно озаботился работой ботов в Telegram и программ, с помощью которых можно собрать практически любую информацию о любом человеке. Среди информации, которую можно получить через эти инструменты, не только данные из открытых и официальных реестров, но и данные, например, о перелетах, смене фамилии или места жительства. Вместе со старшим юристом Центра защиты прав СМИ Светланой Кузевановой разбираемся, какие риски несут журналисты, которые пользуются этими сервисами и распространяют информацию, полученную через них.

Первое, о чем нужно сказать, — этичность использования информации, которая получена незаконно, в том числе с помощью ботов и программ по поиску информации. В журналистской среде на этот счет разные мнения. Кто-то считает, что это — отличный инструмент, который значительно помогает в проведении журналистских расследований. Кто-то с этим не согласен, считая, что использовать сервисы, работающие с нарушением закона, нельзя и никакая цель этого не оправдывает. Мы не хотим давать оценку ни одному из этих мнений, не хотим призывать использовать эти источники или отказываться от них, а просто рассказываем о том, с какими рисками журналисты могут столкнуться, если используют этот ресурс.

 

ВВЕДЕНИЕ

Перед тем, как начать разговор о рисках и ответственности персональных данных и другой информации, полученной с помощью Telegram-ботов и различных программ, нужно разобраться, какие именно боты существуют. Мы выделяем два основных типа:

  • Боты, которые собирают данные по открытым источникам, например, государственным реестрам, сайтам объявлений и открытым страницам в социальных сетях.
  • Боты, которые покупают базы данных или пользуются информацией, полученной из правоохранительных органов и других ведомств.

Информация, полученная из этих источников, может быть использована разными способами. Мы выделяем три основных:

  1. Журналист может собрать информацию и не использовать ее, а лишь хранить на своем компьютере.
  2. Журналист может использовать собранную информацию в качестве инфоповода или толчка для сбора дополнительной информации.
  3. Журналист может опубликовать полученные данные.

От того, в каком источнике журналист получил информацию и как использовал ее, зависит, какие риски он будет нести и какая его может ожидать ответственность.

 

РИСКИ ПРИ СБОРЕ И ХРАНЕНИИ ИНФОРМАЦИИ 

Персональные данные (ПД) — это любые сведения, прямо или косвенно относящиеся к физическому лицу, с помощью которых он может быть идентифицирован, например, ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, место работы и должность, сведения об образовании, имуществе и здоровье, семейное и социальное положение, а также изображение человека вкупе с другими данными.

С точки зрения Закона “О персональных данных”, даже сбор информации, ее систематизация и хранение являются обработкой персональных данных, на которую необходимо получить согласие. Всего применительно к этой ситуации есть три случая свободного использования, когда не нужно брать согласие субъекта персональных данных:

  1. Если обработка персональных данных происходит в защиту государственного, общественного и иного публичного интереса. Но стоит помнить, что доказать наличие какого-то из этих интересов, в случае, если вы собираете большой массив данных, например, делаете по несколько десятков выписок и запрашиваете полное досье человека через Telegram-бот, почти невозможно.
  2. Если обработка необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста или законной деятельности СМИ. К сожалению, это основание практически не работает самостоятельно, лучше, если оно будет подкреплено каким-то другим основанием для законной обработки без получения согласия.
  3. Если осуществляется обработка персональных данных, которые опубликованы по федеральному закону. К этому случаю могут относиться ситуации, когда журналист пользуется ботами, которые работают по принципу парсинга — то есть собирают данные исключительно по открытым государственным реестрам.

Если нет случаев свободного использования, то собирать, хранить и накапливать персональные данные можно только с согласия субъекта персональных данных. В противном случае журналиста могут привлечь к ответственности по статье 13.11 КоАП

Но не все так страшно. Здесь есть важный вопрос — смогут ли правоохранительные и контролирующие органы доказать, что журналист собирал персональные данные. Поэтому, если журналист использует базы данных, он должен обращать внимание на то, остаются ли какие-то следы. Если журналист не проходил регистрацию или не оставлял какую-то другую информацию о себе, то риски минимальны: единственный способ установить, что сбор был — осмотр компьютера или телефона журналиста. Если же при сборе информации журналист оставляет какие-то следы, то вероятность того, что об этом узнают, намного выше.

 

РИСКИ ПРИ ПУБЛИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Ответственность за распространение персональных данных

С 1 марта 2021 года начали действовать изменения в закон о персональных данных, согласно которым распространение персональных данных подчиняется теперь отдельным правилам. Распространять персональные данные можно только в двух случаях:

  1. Если есть специальное согласие субъекта на распространение ПД.
  2. Если есть общественный, государственный или иной публичный интерес.
По сути, единственным легальным вариантом распространения персональных данных в журналистских материалах без согласия субъекта остается только наличие общественного интереса.

Кроме того, согласно Закону “О персональных данных” , журналист, который получил информацию через базы данных, в том числе и нелегальные, должен сам доказать законность распространения персональных данных.

В случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.- ч. 3 статьи 10.1 Закона “О персональных данных”.

В случае нарушения ответственность может наступить по ч. 1 статье 13.11 КоАП. Эта статья за самое простейшее нарушение предусматривает штрафы:

  • для граждан — от 2 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • для юрлиц — от 60 тыс. до 100 тыс. рублей.

Кроме того, ресурсу, который обрабатывает персональные данные с нарушением закона, может грозить блокировка по ст. 15.5 Закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Блокировка происходит в судебном порядке, но практика ограничения доступа к ресурсам медиа по этой статье не сильно развита.

Подробнее о персональных данных: ​СМИ vs Роскомнадзор. Как сделать журналистский материал и не нарушить закон о персональных данных?

 

2. Ответственность за распространение данных о частной жизни

Частная жизнь — это любая информация о частной жизни человека, включая сведения о его происхождении, месте пребывания или жительства, личной и семейной жизни. В юридической практике под частной жизнью понимают такие личные сведения, которые человек сам стремится оставить в тайне, принимая меры к соблюдению «режима конфиденциальности».

Если вдруг среди информации, которую журналист распространил, будет информация о частной жизни, то может быть возбуждено уголовное дело по ст. 137 УК РФ — “Нарушение неприкосновенности частной жизни”. За незаконный сбор или распространение в СМИ может грозить до двух лет лишения свободы.

Также человек может подать в суд иск о нарушении статьи 152.2 Гражданского кодекса “Охрана частной жизни гражданина”. В этом случае человек может потребовать удаление сведений и компенсацию морального вреда.

Чтобы этого не случилось, помните, что распространять данные о частной жизни человека без его согласия можно в трех случаях:

  1. Если есть государственный, общественный и иной публичный интерес.
  2. Если информация о частной жизни физического лица ранее стала общедоступной (например, сведения о браке, раскрытые в опубликованной декларации).
  3. Если личная информация раскрыта самим гражданином или по его воле (например, в другом журналистском материале или в социальной сети).

Читайте подробнее: Юридическая безопасность СМИ при работе с данными о «частной жизни»

Кроме того, ресурс может быть заблокирован, как это было в деле предпринимателя Олега Дерипаски и Насти Рыбки. В этом случае информация была признана запрещенной и заблокирована по ст. 15.1 Закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

 

Источник: Центр защиты прав СМИ