2. ЗА ЧТО СМОГУТ ПРИЗНАТЬ ИНОАГЕНТОМ?
Для признания человека, организации или общественного объединения иностранным агентом необходимо сочетание двух факторов:
1. Лицо получало поддержку или находится под иностранным влиянием в другом виде.
2. Лицо занимается одним из видов «иноагентской» деятельности. То есть:
- осуществляет политическую деятельность;
- ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (или финансирует его);
- распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы или участвуют в создании таких сообщений и материалов (или финансирует их создание или распространение).
А теперь подробно обо всем этом.
2.1. Что такое политическая деятельность?
Политическая деятельность — это деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя, федеративного устройства, суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, на их решения и действия.
Согласно новому закону политическая деятельность может осуществляться в нескольких формах:
- участие в организации и проведении публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетов), публичных дебатов, дискуссий или выступлений;
- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за их проведением, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также участие в деятельности политических партий;
- публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам и другие действия, которые оказывают влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или других нормативных правовых актов;
- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения других социологических исследований;
- вовлечение граждан (в том числе несовершеннолетних) в вышеперечисленную деятельность;
- финансирование вышеперечисленного.
К политической не относится деятельность в области:
- науки,
- культуры,
- искусства,
- здравоохранения,
- профилактики и охраны здоровья граждан,
- социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан,
- защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей,
- социальной поддержки инвалидов,
- пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта,
- защиты растительного и животного мира,
- благотворительная деятельность.
При этом новый закон содержит одну важную оговорку: вышеперечисленная деятельность не будет политической только в том случае, если она «не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации». Размытость этой оговорки — максимальная, а это значит, что при желании политической смогут признать даже благотворительность или защиту вымирающих животных. |
2.2. Что такое «сведения в области военной, военно-технической деятельности России»?
Сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ, стал основанием для присвоения статуса физического лица — иностранного агента еще в 2020 году.
Перечень таких сведений уже утвержден Федеральной службой безопасности. В нем 60 пунктов. Среди них:
- сведения о дислокации войск, их материально-техническом и финансовом обеспечении,
- сведения о закупках товаров для их нужд войск,
- сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках,
- персональные данные военнослужащих,
- сведения о рассмотрении сообщений о преступления в армии, которые расследуют ФСЮ или военное следствие СК (за исключением случаев, когда есть разрешение уполномоченных сотрудников СК или ФСБ),
- сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ,
- сведения о целевых программах «Роскосмоса», а также о проблемах, в том числе в том числе финансово-экономических, которые сдерживают развитие госкорпорации (полный список можно посмотреть здесь
С полным перечнем можно ознакомиться здесь. |
2.3. Что такое «сообщения и материалы»?
К ним относятся:
- любой текст, видео, аудио, подкаст, книга, брошюра, программа семинара, публикация в научном зарубежном журнале и т.д.,
- собственный пост в соцсетях,
- репост чужого сообщения,
- публикация материала в СМИ,
- комментарий в соцсетях под чужим постом,
- публикация и распространение любого информационного материала (за таковые признавали даже визитки и бланки НКО, изготовленные в типографии).
При этом тема или объем вашего «сообщения или материала» не важны для того, чтобы лицо признали иноагентом. Фактически признать иноагентом могут даже за пост о котиках, конечно, если человек, организация или общественное объединение находится «под иностранным влиянием». |
2.4. Что такое «иностранное влияние»?
Нахождение лица под иностранным влиянием — главное условие для получения статуса иностранного агента. При этом в законе это понятие прописано максимально нечетко, что позволит правоприменителям трактовать его очень и очень широко.
Иностранное влияние — это предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Поддержка — лишь одна из форм иностранного влияния. В законе дается такое определение.
Поддержка — предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
Все эти формулировки, которые используются в законе, например «убеждение», «принуждение», «иными способами» и «в иных формах» дадут контролирующим органам возможность применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами: признавать иноагентами практически кого угодно. |
2.5. Что такое «иностранные источники»?
Согласно новому закону иностранными источниками являются:
- иностранные государства;
- органы публичной власти иностранных государств;
- международные и иностранные организации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства;
- иностранные структуры без образования юридического лица;
- лица, уполномоченные вышеуказанными источниками,
- граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от вышеуказанных источников, или действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств или другого имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);
- российские юридические лица, бенефициарными владельцами являются иностранные граждане или лица без гражданства;
лица, находящиеся под влиянием источников, указанных выше.
|
|