Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Единые статус и пометка, новые реестры и запреты: как будут контролировать деятельность «иноагентов»

Госдума РФ 29 июня в окончательном чтении приняла Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем собраны все нормы, которые касаются признания людей, организаций и общественных объединений иностранными агентами, а также все положения о регулировании их деятельности и контроле со стороны государства. Новый закон начнет действовать 1 декабря 2022 года. В рекомендациях рассказываем, по каким правилам  должны будут жить и работать иностранные агенты после вступления принятого закона в силу. 

СОДЕРЖАНИЕ

1. КТО МОЖЕТ СТАТЬ ИНОАГЕНТОМ?

2. ЗА ЧТО МОГУТ ПРИЗНАТЬ ИНОАГЕНТОМ?

2.1. Что такое «политическая деятельность»?

2.2. Что такое «сведения в области военной, военно-технической деятельности России»?

2.3. Что такое «сообщения и материалы»?

2.4. Что такое иностранное влияние?

2.5. Что такое «иностранные источники»?

3. ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ: КАК ПОПАСТЬ И КАК ВЫЙТИ?

3.1. Добровольное включение в реестр

3.2. Принудительное включение в реестр

3.3. Можно ли выйти из реестра?

4. ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ: ПОМЕТКИ И КИПА ОТЧЕТОВ

4.1. Пометки

4.2. Отчетность и другие обязанности иностранных агентов

5. ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ИНОАГЕНТОВ: НЕ ПРЕПОДАВАТЬ, НЕ БЫТЬ ЧИНОВНИКОМ, НЕ ПРОВОДИТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ

6.КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ: ПРОВЕРКИ И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЕРОПРИЯТИЯМИ

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТАХ: ОТ БЛОКИРОВКИ ДО ЛИКВИДАЦИИ

8. ЛИЦА, АФФИЛИРОВАННЫЕ С ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ: КТО ПОПАДЕТ В РЕЕСТР?

8.1. Кого будут включать в реестр лиц, аффилированных с иностранными агентами?

8.2. Какие обязанности будут у лиц, аффилированных с иностранными агентами?

8.3. Можно ли будет выйти из реестра лиц, аффилированных с иностранными агентами?

 

1. КТО МОЖЕТ СТАТЬ ИНОАГЕНТОМ?

Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» впервые закрепляет в российском законодательстве понятие «иностранный агент» и дает ему определение. До этого в законах использовались более нейтральные формулировки, например, НКО, выполняющая функции иностранного агента, или физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.

Иностранный агент — лицо, которое получило поддержку или находится под иностранным влиянием в иных формах и занимается политической деятельностью, ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, финансирует его или распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, участвует в их создании или финансирует распространение или создание таких материалов.

Иностранным агентом смогут признать:

  • российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы,
  • общественное объединение, действующее без образования юридического лица, или другое объединение лиц,
  • иностранную структуру без образования юридического лица,
  • физическое лицо независимо от его гражданства или его наличия.

При этом закон также содержит исключения. Так, иноагентами не могут быть признаны:

  • органы публичной власти РФ,
  • лица, подконтрольные РФ, субъектам РФ или муниципальным образования, то есть юрлица, которые находятся под прямым или косвенным контролем, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом;
  • публично-правовые компании, государственные компании и корпорации, лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • различные сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, владельцы дипломатических паспортов, должностные лица международных организаций, которые въехали в Россию в связи с исполнением служебных обязанностей и т.д.

 

2. ЗА ЧТО СМОГУТ ПРИЗНАТЬ ИНОАГЕНТОМ? 

Для признания человека, организации или общественного объединения иностранным агентом необходимо сочетание двух факторов:

1. Лицо получало поддержку или находится под иностранным влиянием в другом виде.

2. Лицо занимается одним из видов «иноагентской» деятельности. То есть:

  • осуществляет политическую деятельность;
  • ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (или финансирует его);
  • распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы или участвуют в создании таких сообщений и материалов (или финансирует их создание или распространение).

А теперь подробно обо всем этом.

2.1. Что такое политическая деятельность?

Политическая деятельность — это деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя, федеративного устройства, суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, на их решения и действия.

Согласно новому закону политическая деятельность может осуществляться в нескольких формах:

  • участие в организации и проведении публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетов), публичных дебатов, дискуссий или выступлений;
  • участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за их проведением, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также участие в деятельности политических партий;
  • публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам и другие действия, которые оказывают влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или других нормативных правовых актов;
  • распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
  • формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения других социологических исследований;
  • вовлечение граждан (в том числе несовершеннолетних) в вышеперечисленную деятельность;
  • финансирование вышеперечисленного.

К политической не относится деятельность в области:

  • науки,
  • культуры,
  • искусства,
  • здравоохранения,
  • профилактики и охраны здоровья граждан,
  • социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан,
  • защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей,
  • социальной поддержки инвалидов,
  • пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта,
  • защиты растительного и животного мира,
  • благотворительная деятельность.

При этом новый закон содержит одну важную оговорку: вышеперечисленная деятельность не будет политической только в том случае, если она «не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации». Размытость этой оговорки — максимальная, а это значит, что при желании политической смогут признать даже благотворительность или защиту вымирающих животных.

 

2.2. Что такое «сведения в области военной, военно-технической деятельности России»?

Сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ, стал основанием для присвоения статуса физического лица — иностранного агента еще в 2020 году.

Перечень таких сведений уже утвержден Федеральной службой безопасности. В нем 60 пунктов. Среди них:

  • сведения о дислокации войск, их материально-техническом и финансовом обеспечении,
  • сведения о закупках товаров для их нужд войск,
  • сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках,
  • персональные данные военнослужащих,
  • сведения о рассмотрении сообщений о преступления в армии, которые расследуют ФСЮ или военное следствие СК (за исключением случаев, когда есть разрешение уполномоченных сотрудников СК или ФСБ),
  • сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ,
    сведения о целевых программах «Роскосмоса», а также о проблемах, в том числе в том числе финансово-экономических, которые сдерживают развитие госкорпорации (полный список можно посмотреть здесь

С полным перечнем можно ознакомиться здесь.

 

2.3. Что такое «сообщения и материалы»?

К ним относятся:

  • любой текст, видео, аудио, подкаст, книга, брошюра, программа семинара, публикация в научном зарубежном журнале и т.д.,
  • собственный пост в соцсетях,
  • репост чужого сообщения,
  • публикация материала в СМИ,
  • комментарий в соцсетях под чужим постом,
  • публикация и распространение любого информационного материала (за таковые признавали даже визитки и бланки НКО, изготовленные в типографии).

При этом тема или объем вашего «сообщения или материала» не важны для того, чтобы лицо признали иноагентом. Фактически признать иноагентом могут даже за пост о котиках, конечно, если человек, организация или общественное объединение находится «под иностранным влиянием».

 

2.4. Что такое «иностранное влияние»?

Нахождение лица под иностранным влиянием — главное условие для получения статуса иностранного агента. При этом в законе это понятие прописано максимально нечетко, что позволит правоприменителям трактовать его очень и очень широко.

Иностранное влияние — это предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.

Поддержка — лишь одна из форм иностранного влияния. В законе дается такое определение.

Поддержка — предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.

Все эти формулировки, которые используются в законе, например «убеждение», «принуждение», «иными способами» и «в иных формах» дадут контролирующим органам возможность применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами: признавать иноагентами практически кого угодно.

 

2.5. Что такое «иностранные источники»?

Согласно новому закону иностранными источниками являются:

  • иностранные государства;
  • органы публичной власти иностранных государств;
  • международные и иностранные организации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • иностранные структуры без образования юридического лица;
  • лица, уполномоченные вышеуказанными источниками,
  • граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от вышеуказанных источников, или действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств или другого имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);
  • российские юридические лица, бенефициарными владельцами являются иностранные граждане или лица без гражданства;
    лица, находящиеся под влиянием источников, указанных выше.

 

3. ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ: КАК ПОПАСТЬ И КАК ВЫЙТИ?

Сейчас в России есть четыре реестра, в которые вносят различных «иностранных агентов» :

После вступления в силу нового закона, то есть с 1 декабря 2022 года, эти реестры будут упразднены, а вместо них появится Единый реестр иностранных агентов. Его также будет вести Министерство юстиции РФ. В новый реестр перенесут сведения обо всех, кто ранее уже получил этот статус и был внесен в один из реестров.

Реестр иностранных агентов будет содержать:

  • фамилию, имя и отчество иностранного агента или его наименование;
  • информацию об основании для включения в реестр с указанием конкретных норм Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»:
  • дату принятия решения о включении в реестр.

Статус иностранного агента организация, общественное объединение или человек будут получать не в день включения в реестр, а на следующий.

3.1. Добровольное включение в реестр

В новом законе закреплена обязанность лиц, которые «намереваются действовать в качестве иностранного агента», до начала своих действий подать в Минюст заявление о включении в реестр. Порядок и форму этого заявления должен утвердить Минюст. Такие заявления будут рассматриваться в течение десяти дней, после чего Минюст должен будет решить, нужно ли включать лицо в реестр или нет, и сообщит об этом.

От обязанности подавать такие заявления закон освобождает только:

  • иностранные журналисты, аккредитованные в РФ;
  • другие лица (какие именно, решит Минюст по согласованию с ФСБ и органами исполнительной власти).

 

3.2 Принудительное включение в реестр

Минюст сможет и самостоятельно включать в реестр организации, общественные объединения или людей, которые, по его данным, являются иноагентами, но не подали заявление добровольно. В этом случае ведомство должно будет уведомить включенное в реестр лицо не позднее, чем спустя пять рабочих дней со дня включения в реестр.

В том числе Минюст сможет включать в реестр и иностранных журналистов, аккредитованных в РФ, если они будут заниматься «иноагентской» деятельностью, не относящейся к профессиональной деятельности журналиста. В этом случае решение принимается по согласованию с МИД.

Решение о включении в реестр можно обжаловать в суде.

 

3.3 Можно ли выйти из реестра?

В новом законе прописаны следующие основания для исключения иностранного агента из реестра:

  • прекращение деятельности юрлица в связи с его ликвидацией;
  • прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юрлица, иного объединения лиц, иностранного структуры без образования юрлица;
  • смерть физического лица;
  • решение Минюста, принятое по результатам внеплановой проверки (об основаниях для внеплановых проверок можно прочитать здесь).

Согласно новому закону внеплановая проверка может быть проведена как по заявлению третьих лиц, так и по заявлению самого иностранного агента. Таким образом, закреплен порядок выхода из реестра по инициативе лица, включенного в него. Это прямо указано в части 2 статьи 8 Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Заявление об исключении иностранного агента Минюст должен удовлетворить в нескольких случаях:

      1. Если иностранный агент в течение года не получал иностранное финансирование и (или) не занимался «иноагентской» деятельностью (при повторном исключении — в течение трех лет).
      2. Если иностранный агент в течение трех месяцев со дня включения в реестр отказался от получения иностранного финансирования, возвратил уже полученные деньги и не получал другую поддержку от иностранных источников.

Минюст должен провести проверку по заявлению иноагента в течение шестидесяти дней. В случае, если эти факты подтвердятся, иностранного агента исключат из перечня. Если же Минюст придет к выводу, что в заявлении изложены недостоверные факты, он должен будет вынести мотивированный отказ, который можно обжаловать в суд.

Кроме того, отдельная возможность выйти из реестра будет и у людей, которые попали в реестр впервые: человек будет иметь право подать в Минюст заявление в свободной форме об исключении из реестра, приложив подтверждение того, что обстоятельства, послужившие основанием для включения в реестр, прекращены. Решение по этому вопросу ведомство должно будет вынести в течение 30 дней. Порядок принятия такого решения утвердит Минюст.

 

4. ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ: ПОМЕТКИ И КИПА ОТЧЕТОВ

4.1. Пометки 

По новому закону иностранные агенты обязаны:

  1. Сообщать о своем статусе при осуществлении «иноагентской» деятельности, в том числе и при направлении обращений в органы публичной власти, образовательные организации, другие органы и организации.
  2. Сообщать о своем статусе своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам).

Кроме того, иностранные агенты обязаны сопровождать все материалы, которые производят или распространяют в рамках ««иноагентской» деятельности, специальной пометкой. Такое же правило действует и для учредителей, членов, участников, руководителей общественных объединений — иностранных агентов, а также для руководителй юрлица-иноагента и лиц, которые входят в состав органа юридического лица — иностранного агента.

Пометку необходимо ставить:

  • на производимых или распространяемых в связи с осуществлением «иноагентской» деятельности материалах, в том числе при распространении этих материалов в СМИ или в интернете,
  • на материалах, которые направляются в органы публичной власти, образовательные организации, другие органы и организации в связи с осуществлением «иноагентской» деятельности.
  • на информации, которая касается «иноагентской» деятельности и распространяется в том числе через СМИ или в интернете.

Форму пометки, требования к ее размещению и порядок размещение должно будет установить Правительство РФ. В законе используются такие формулировки:

«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента»

«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица»

Обратите внимание, что фактически иностранных агентов освобождают от маркировки «бытового контента», который никак не связан с деятельностью, указанной в законе. Например, пометку можно будет не ставить на личных фотографиях или сообщениях личного характера в социальных сетях.

 

4.2. Отчетность и другие обязанности иностранных агентов

1. Российские юридические лица, включенные в реестр, должны вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, который установлен законами РФ. Годовая бухгалтерская отчетность должна проходить обязательный аудит, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

2. Российские юридические лица, включенные в реестр и получившие денежные средства или другое имущество от иностранных источников, должны вести раздельный учет доходов и расходов: один — учет иностранных поступление, другой — всех остальных.

3. Иностранные агенты обязаны предоставлять в Минюст:

  • отчет о деятельности (раз в полгода);
  • сведения об учредителях, персональном составе руководящих органов и работников (раз в полгода);
  • сведения об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученного от этих источников, в том числе о банковских счетах, которые используются для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их использования, о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников (раз в квартал);
  • информацию о представлении аудиторского заключения (раз в год);
  • заявленные для осуществления и осуществляемые программы, другие документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий (раз в год, но до начала реализации программы или проведения мероприятия);
  • информацию об изменениях в вышеуказанных сведениях (раз в квартал).

4. Иностранные агенты обязаны раз в полгода публиковать в интернете отчет о своей деятельности.

5. Лица, которые признаны иноагентами за распространение сообщений и материалов, должны создать российское юридическое лицо в течение месяца со дня приобретения статуса и уведомить об этом Минюст. Также уведомить надо и обо всех учрежденных ими юрлицах, в том числе и тех, которые созданы до внесения в реестр иностранных агентов. Это правило не касается только российских юрлиц, признанных иноагентами.

 

5. ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ИНОАГЕНТОВ: НЕ ПРЕПОДАВАТЬ, НЕ БЫТЬ ЧИНОВНИКОМ, НЕ ПРОВОДИТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ

Новый Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» содержит почти два десятка пунктов, в которых прописаны ограничения, которые накладываются на тех, кто включен в реестр иностранных агентов. Некоторые из них действовали и ранее, некоторые — нововведения. Например, с момента вступления закона в силу иноагентам будет запрещено осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних, а также педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Полный список запретов:

  1. Физическое лицо, включенное в реестр, не сможет быть назначенным на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума.
  2. Включение должностного лица или гражданина в реестр сможет являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне.
  3. Иностранный агент не сможет принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и других органов, которые существуют при органах власти.
  4. Общественные объединения, включенные в реестр, не смогут выдвигать кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии.
  5. Иностранные агенты на смогут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (их проектов).
  6. Иностранный агент будет не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам будет запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума.
  7. Иностранные агенты не смогут быть организаторами публичных мероприятий, а также передавать деньги или имущество на их организацию или проведение.
  8. Политические партии и их региональные отделения не смогут принять пожертвования от иностранных агентов и заключить с ними сделки.
  9. Иностранный агент будет не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних или педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Организации, признанные иностранными агентами, также не смогут осуществлять образовательную деятельность в отношении несовершеннолетних.
  10. Иностранным агентам будет запрещено производить информационную продукцию для несовершеннолетних.
  11. Иностранные агенты не смогут принять участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и принимать участие в отборе исполнителей услуг
  12. Иностранный агент не будет вправе получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности.
  13. Денежные средства, размещенные организациями — иностранными агентами или в их пользу, не будут подлежать страхованию.
  14. На иностранных агентов будут также распространяться ограничения и запреты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе в части, касающейся применения упрощенной системы налогообложения.
  15. Иностранный агент не сможет применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
  16. Иностранный агент будет не вправе осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению их безопасности.
  17. Иностранный агент не сможет участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.
  18. На иностранных агентов будут также распространяться ограничения и запреты, предусмотренные Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

 

6. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ: ПРОВЕРКИ И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЕРОПРИЯТИЯМИ

Согласно Закону «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» Минюст будет иметь право:

1. Проводить плановые и внеплановые проверки иностранных агентов, а также людей, организаций и общественных объединений, которые в реестр еще не включены. Плановые проверки могут проводиться не чаще, чем один раз в год. Внеплановые должны будут проводиться незамедлительно при появлении основания. Основаниями для этого будут являться:

      • поступление информации от органов власти, политических партий, общероссийских общественных объединений и СМИ, Общественной палаты РФ о том, что кто-то получает иностранную помощь и занимается «иноагентской» деятельностью, но не подал заявление о включении в реестр;
      • поступление заявление от иностранного агента об исключении из реестра;
      • поступление информация о нарушении иностранным агентом закона, полученная от органов власти, граждан или организаций.

2. Запрашивать у органов управления юридическим лицом распорядительные документы.

3. Запрашивать у органов власти, кредитных и других финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности российского или иностранного лица, общественного или иного объединения, иностранного структуры об образования юрлица, а также физического лица.

4. Направлять своих представителей для участия в проводимых иностранным агентом мероприятиях;

5. Проводить проверки соблюдения иностранными агентами и другими лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах.

6. Выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в законе закреплена обязанность Минюста ежегодно докладывать Совету Федерации и Госдуме о деятельности иностранных агентов, например, об их участии в политической деятельности, о поступлении и расходовании денег, о результатах контроля за деятельностью иностранных агентов.

Также по новому закону Минюст имеет право запретить осуществлять заявленную программу или ее часть. В этом случае иностранный агент не сможет приступить к ее реализации. Если он нарушит этот запрет, то Минюст сможет обратиться в суд с иском о ликвидации юридического лица или общественного объединения.

 

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТАХ: ОТ БЛОКИРОВКИ ДО ЛИКВИДАЦИИ

За нарушение законодательства об иноагентах предусмотрена административная и уголовная ответственность. Законодатели пока не стали менять статьи в Кодексе об административных правонарушениях РФ и Уголовном кодексе РФ, которые устанавливают наказание за нарушение законодательства об иностранных агентах. Возможно, они будут приведены в соответствие с новым законом позже. Пока же в КоАП предусмотрены штрафы:

Уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей иностранным агентом предусмотрена статьей 330.1 УК РФ.

В новом же законе говорится только о случаях, когда Минюст может обратиться с иском о ликвидации юрлица или общественного объединения:

  • если иноагент начнет реализовывать запрещенную Минюстом программу;
  • если юрлицо или общественное объединение неоднократно не предоставит необходимую отчетность.

В последнем случает Минюст также имеет право обратиться в Роскомнадзор с запросом о блокировке сайта (или другого информационного ресурса) иностранного агента.

 

8. ЛИЦА, АФФИЛИРОВАННЫЕ С ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ: КТО ПОПАДЕТ В РЕЕСТР?

8.1. Кого будут включать в реестр лиц, аффилированных с иностранными агентами?

Согласно новому закону должен быть создан отдельный реестр, в который Минюст будет включать людей, аффилированных с иностранными агентами. К ним относятся:

  • люди, которые входят или входили в состав органов юридического лица — иноагента, являются или являлись его учредителем, членом, участником, руководителем или работником;
  • люди, которые входят или входили в состав органов незарегистрированного общественного объединения (или иного объединения лиц и т.д.) — иностранного агента, являются или являлись его учредителем, членом, участником, руководителем;
  • люди, которые осуществляют или осуществляли политическую деятельность и получают или получили на нее деньги или другую имущественную помощь от иностранных агентов (в том числе через посредников).

Получается, что аффилированным с иноагентом лицом можно будет признать любого, кто хоть как-то связан (или был связан) с организациями, общественными объединениями и людьми, которые ранее были признаны иностранными агентами.

Человек, которого внесут в реестр лиц, аффилированных с иностранными агентами, сможет обжаловать это решение в суде.

 

8.2. Какие обязанности будут у лиц, аффилированных с иностранными агентами?

Включение человека в реестр лиц, аффилированных с иностранными агентами, не будет являться поводом для возникновения каких-то новых обязанностей. То есть, на людей, аффилированных с иностранными агентами, не будут распространяться требования и ограничения, которые есть для самих иностранных агентов. В частности, они не будут должны ставить пометки или подавать отчеты в Минюст.

 

8.3. Можно ли будет выйти из реестра лиц, аффилированных с иностранными агентами?

Да. Человека могут смогут исключить из реестра лиц, аффилированных с иноагентами, если он больше двух лет с момента включения в него никак не был связан с иностранными агентами (например, он уволился из НКО, выполняющей функции иностранного агента).

Порядок исключения определит Минюст.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ