Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Кто и как должен передавать информацию о рекламе в Роскомнадзор?

1 сентября начнет действовать новая статья в Законе «О рекламе» — 18.1. Согласно ей всю информацию о рекламе, которая размещена в интернете и которая направлена на российских потребителей, нужно будет передавать в Роскомнадзор. Ведомство будет хранить эту информацию в течение пяти лет. В новой памятке рассказываем, кто, как и какие сведения должен предоставлять.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ? КОРОТКО

С 1 сентября в России должна начать работу Единая система учета рекламы в интернете. Роскомнадзор будет вести учет, собирать и хранить в течение пяти лет информацию о рекламе в интернете, направленной на привлечение внимания потребителей на территории России, а также сведения о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем.

Информацию в Роскомнадзор будут обязаны передавать сами рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем. Делать это они будут должны через оператора рекламных данных.

До начала распространения рекламы оператор рекламных данных будет присваивать ей специальный идентификатор. Без него распространять рекламу в интернете будет запрещено.

Дальше мы подробно расскажем, как описана работа системы в законе и подзаконных актах. Однако как будет работать вся эта система на деле, учитывая объем рекламы в интернете и особенности ее распространения на различных площадках, до сих пор не очень понятно.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Для того, чтобы понять, кто, как и что должен передавать в Роскомнадзор, сначала нужно разобраться с основными терминами, которые важны для понимания механизма.

Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Обратите внимание, что к необходимым признакам рекламы не относится ее платный характер: не любая оплаченная статья будет считаться рекламной и, соответственно, наоборот.

Рекламодатель — это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Обычно это физическое или юридическое лицо, которое является заказчиком рекламы.

Рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Например, к ним относятся редакции сетевых СМИ, блогеры и владельцы сайтов, которые публикуют рекламу.

Рекламная система — информационная система и (или) программа для ЭВМ, которые предназначены и используются для распространения рекламы в интернете посредством сайтов или приложений, которые принадлежат третьим лицам. К рекламным системам, например, относится Яндекс.Директ.

Оператор рекламной системы — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы.

Оператор рекламных данных — владельцы программ для ЭВМ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в интернете. Операторов рекламных данных должен определить Роскомнадзор. Они будут вести учет рекламы в интернете и передавать эту информацию в ведомство.

Идентификатор рекламы (токен) — уникальное числовое обозначение распространяемой рекламы, состоящий из 32 знаков. Его оператор рекламных данных будет присваивать конкретному рекламному объявлению (баннеру, видеоролику, аудиозаписи, тексту и т.д.).

 

КТО ОБЯЗАН ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕКЛАМЕ?

В новой статье 18.1 Закона «О рекламе» говорится, что подавать сведения о рекламе в Роскомнадзор обязаны рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые разместили в интернете рекламу и которые подпадают под критерии, определенные Правительством РФ.

Критерии описаны в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 2022 года (№ 948). Согласно документу передавать данные о рекламе должны:

1. Рекламодатели (юрлица, физические лица или индивидуальные предприниматели) или уполномоченные ими лица (например, рекламные агентства).

Не должны это делать только рекламодатели, которые владеют исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являются изготовителями или продавцами товаров, информацию о рекламе которых в РКН или оператору рекламных данных согласно заключенному договору должны предоставлять рекламораспространители или операторы рекламных систем.

Например, если условный производитель молока заказывает рекламу в сетевом СМИ или на обычном сайте, и в договоре указано, что информацию об этой рекламе передает рекламораспространитель, то рекламодателю этого делать не надо. Вероятно, такой же порядок будет работать и для социальных сетей и других операторов рекламных систем, в которых распространяется реклама. Поэтому в каждом конкретном случае рекламодателю важно читать договор на распространение таргетированной и другой рекламы.

2. Рекламораспространители и операторы рекламных систем (физлица, юрлица, ИП), если они распространяют в интернете рекламу любых рекламодателей (например, физических или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов госвласти, других государственных органов или органов местного самоуправления и т.д.).

Требование касается рекламораспространителей и операторов рекламных систем, которые распространяют рекламу, направленную на российских потребителей и выполненную в виде баннеров, текстов, иллюстраций, видеороликов, аудиозаписей, аудио- или видеотрансляций в прямом эфире. К этой категории, в частности, относятся все сетевые СМИ, обычные сайты и даже блогеры, которые публикуют рекламу.

3. Рекламораспространители, которые являются владельцами соцсетей, аудиовизуальных сервисов (например, онлайн-кинотеатров), новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в интернете (то есть включены в реестр ОРИ), включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем.

От обязанности передавать данные о рекламе освобождаются операторы социальной рекламы.

 

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НУЖНО БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬ?

Роскомнадзор будет вести учет, хранить и обрабатывать информацию о рекламе, о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем (если реклама распространяется в такой системе).

Перечень этой информации утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30 мая 2022 года (N 1362-р). Список достаточно объемный и включает в себя почти всю всю информацию, которая касается распространения конкретной рекламы. Например, рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны будут предоставлять следующую информацию о рекламе:

  • описание объекта рекламирования, идентификатор рекламы (токен), тип рекламы (определяется, например, исходя из стоимости перехода по рекламному объявлению или стоимость показа рекламы);
  • сведения о сайтах и приложениях, где была распространена реклама;
  • информацию об объемах и распределении показов рекламы на используемых ресурсах;
  • информацию о форме распространения рекламы;
  • срок размещения;
  • параметры аудитории, например, возраст, пол, географию;
  • информацию о договорах, заключенных между рекламодателем и рекламораспространителем и т.д., например, цену, дату и номер договора, номера актов сдачи-приемки и т.д.

Что касается информации о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем, то в этих случаях нужно будет предоставлять сведения о названии, месте нахождения и адресе, ИНН и т.д.

Это не полный список. Посмотреть его полностью можно по ссылке.

Сведения, указанные в перечне, нужно будет передавать обо всей рекламе, распространяемой в интернете. Где именно и в какой форме — не важно. Например, передавать данные нужно, если реклама вышла на сайте сетевого СМИ в виде рекламного материала, или была включена в видеоинтервью, опубликованное на YouTube, и т.д.

При этом есть и исключения. Не нужно передавать информацию:

  • о рекламе собственных товаров рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, которая распространяется через email-рассылки, а также в виде электронных сообщений, направляемых в интернете группам пользователей (push-уведомлений);
  • о рекламе, которая распространяется или была распространена в интернете в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с офлайн-вещанием (например, если реклама была распространена в передаче, вышедшей на телеканале и загруженной после на YouTube без изменений).

 

КАК ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕКЛАМЕ?

Согласно части 5 статьи 18.1 Закона «О рекламе» рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны передавать необходимую информацию о рекламе в Роскомнадзор исключительно через оператора рекламных данных, который уже напрямую будет взаимодействовать с ведомством. Получается, что рекламораспространители будут должны:

  • заключить договор с одним из операторов рекламных данных, определенных Роскомнадзором;
  • собирать и получать от рекламодателей всю необходимую информацию;
  • передавать эту информацию оператору рекламных данных ( в том числе креативы до начала распространения).

В обязанность оператора рекламных данных будет входить:

  • получение рекламы до ее распространения и присваивание ей идентификатора, то есть уникального номера, токена;
  • отправка собранной информации в Роскомнадзор в течение месяца, следующего за календарным месяцем, когда была распространена реклама;
  • мониторинг распространения этой рекламы в интернете и фиксирование данных о ней, в частности, срока распространения, ресурсов, на которых она опубликована, объема и распределения показов рекламы и т.д.).

При этом, если сведения об объемах и распределении показов, полученные оператором рекламных данных от рекламодателей, рекламораспространителей или операторов рекламных систем, буду отличаться от цифр, полученных в результате мониторинга, более чем на 5%, то оператор рекламных данных сможет сообщить об этом в Роскомнадзор.

Все это операторы рекламных данных должны будут делать через специальное программное обеспечение. Другие подробности взаимодействия оператора рекламных данных и лиц, которые должны передавать рекламу, вероятно, будут известны, когда Роскомнадзор определит компании-операторы. Ранее СМИ сообщали, что ими хотят стать VK, «Яндекс», Ozon, МТС и «Билайн».

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За нарушение требований рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем будут нести ответственность по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Максимальный штраф для юрлиц по ней — 500 тыс. рублей.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ