Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Пометка и возрастное ограничение: как теперь писать в СМИ об иноагентах?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ «Центр защиты прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента РФ «Центр защиты прав СМИ»

1 декабря 2022 года в силу вступил Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который накладывает новые ограничения на деятельность людей, организаций и общественных объединений, которые признаны иностранными агентами. Например, теперь информационная продукция иноагентов относится к запрещенной для распространения среди детей. В памятке рассказываем, каких правил в связи с этим должны придерживаться СМИ и люди, публикующие информацию об иноагентах.

Эти рекомендации касаются возрастной маркировки и пометок, которые обязаны ставить СМИ при публикации информации об иностранных агентах. О том, какие пометки ставить самим иноагентам, читайте в материалах:

 «Как и где ставить «18+» иноагентам?»

Пометка для иноагента: новые правила

ЧТО ТАКОЕ «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ»?

Согласно поправкам в Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная продукция иностранных агентов запрещена к распространению среди детей (например, как информация порнографического характера или нецензурная брань).

Информационная продукция – это продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация распространяемая посредством зрелищных мероприятий, интернета и сетей подвижной радиотелефонной связи.

То есть к информационной продукции относятся любые тексты, книги, фотографии (и другие иллюстрации), видеоролики, подкасты, журналы, брошюры, мобильные приложения и игры и т.д.

 

КАК ПИСАТЬ ОБ ИНОАГЕНТАХ И ПУБЛИКОВАТЬ ИХ МАТЕРИАЛЫ В СМИ И В ИНТЕРНЕТЕ?

Если в зарегистрированном СМИ (не важно, онлайн-СМИ это, печатное, теле- или радиоканал) публикуются или цитируются материалы, созданные иноагентами, то обязательно нужно:

  • По Закону «О СМИ» — ставить пометку о том, что человек, организация или общественное объединение признаны иностранным агентом. Эту пометку нужно ставить не только в самом издании, но и на страницах в социальных сетях, принадлежащих СМИ. Если это стороннее издание, то пометка может быть в свободной форме. Указание необходимо даже в случаях, когда иностранный агент просто упоминается.
  • По Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — сопровождать информацию, созданную иноагентами (или на основе их материалов), возрастным знаком «18+». С такой же пометкой должны выходить и материалы, в которых иноагенты цитируются.

 

Что конкретно нужно маркировать знаком «18+»?

Любые материалы, которые основаны на материалах или информации от иноагентов. Например:

  • интервью, взятое у иностранное агента или руководителя организации-иноагента;
  • новости, которые написанные на основе материалов иноагентов (например, если вы напишете новость о том, что Центр защиты прав СМИ выпустил эту памятку, и процитируете ее, или о том, что какой-то человек сделал заявление в интервью иноагенту, или выпустите новость на основе пресс-релиза иноагента и т.д.);
  • материалы, которые специально для вашего издания подготовил человек, организация или общественное объединение, признанное иноагентом (к примеру, есть статью для вашего СМИ написал журналист, внесенный в реестр, или если с подготовкой материала с объяснением нового закона вам помогали сотрудники организации-иноагента и т.п.).

 

Правила для зарегистрированных онлайн-СМИ (сетевых изданий)

У сетевых изданий знак информационной продукции должен быть размещен на главной странице и соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции, распространяемой на сайте.

Таким образом, если в онлайн-СМИ периодически публикуются материалы, подготовленные на основе информации иностранных агентов, то стоит поставить знак «18+». Это не повлечет для издания каких-то ограничений, например по времени доступа к информации, запрещенной к распространению среди детей, как например, на телевидении.

Если сайт онлайн-СМИ промаркирован пометкой «18+» и она видна на всех страницах, то дополнительно маркировать возрастным знаком информацию от иноагентов не нужно. Если же пометка не видна на всех страницах сайта, то контент, содержащий запрещенную для детей информацию, лучше маркировать отдельно.

При этом помните, что учитывается и архив публикаций. Распространение публикаций в интернете зачастую признается «длящимся правонарушением». Поэтому, если на сайте СМИ указан знак «16+», а в архиве есть, к примеру, материалы, основанные на информации от иноагентов, то потенциально это могут посчитать нарушением.

 

Правила для телевидения и радио

Предупреждение о том, что информация имеет возрастное ограничение «18+» (в случае с радио — «запрещено для детей»), должно быть в каждой теле- или радиопрограмме, где распространяется информационная продукция иностранных агентов.

При этом согласно закону информационная продукция со знаком «18+» может распространяться в эфире теле- или радиоканала только с 23 часов до 4 часов по местному времени. Анонсы таких теле- радиопрограмм должны сопровождаться маркировкой «18+» и не должны содержать информацию, относящуюся к этой категории.

Это значит, что включать в новостной блок программы «Новости», которая выходит в эфир в 20:00 по местному времени, например, сюжет с использованием видео, произведенным и распространенным в интервью иностранным агентом ( или отрывок интервью, который он дал другому человеку или изданию) нельзя.

 

Правила для печатных СМИ

С печатными СМИ сложнее. Здесь знак должен быть указан на первой полосе, и он должен соответствовать самой старшей возрастной категории контента, распространяемого в этом конкретном выпуске, то есть анализировать и присваивать актуальную возрастную маркировку нужно каждому номеру газеты или журнала.

Получается, что если в выпуске есть материал от иноагента, то весь выпуск должен иметь маркировку 18+. Это значит, распространять выпуск:

  • разрешено только в запечатанной упаковке;
  • запрещено в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей.

Кроме того, информацию, запрещенную для детей нельзя публиковать на первой и последней полосах печатных СМИ, а также на упаковке. То есть вынести, например, интервью с иноагентом на первую полосу, нельзя.

При этом по Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» можно не маркировать общественно-политические печатные СМИ. Однако, если в них есть контент, запрещенный для распространения среди детей, то такие материалы должны сопровождаться пометкой «18+». В этом случае такие печатные издания должны распространяться по правилам, которые описаны выше.

 

Правила для сайтов, не зарегистрированных как СМИ

Сайты, не являющиеся СМИ, указывать знак информационной продукции не обязаны.

Однако Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обязывает изготовителей и распространителей информационной продукции, запрещенной к размещению среди несовершеннолетних принимать технические, программные и другие меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних. За нарушение установленных требований распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью или развитию, предусмотрена административная ответственность.

Поэтому, контент сайта, созданный на основе информационной продукции, произведенной иностранным агентом, лучше маркировать «18+», чтобы не было состава правонарушения.

 

КОГО И КАК МОГУТ НАКАЗАТЬ?

Самих иностранных агентов (за распространение материалов среди детей): по части 1 статьи 6.17 КоАП РФ.

СМИ, которые выпустили материал с информацией от иноагента, без пометки 18+: по части 2 статьи 13.21 КоАП РФ.

Владельцев сайтов в интернете: по статье 6.17 КоАП РФ.

Подробнее о том, что, где и как маркировать, читайте в нашем тексте «Что нужно знать о возрастной маркировке в СМИ?».

 

Источник: Центр защиты прав СМИ