Запрещенные и нежелательные организации, иностранные агенты: НКО И СМИ, реклама и маркировка. При публикации некоторой информации в СМИ нужно ставить различные пометки, видов которых становится все больше. Какие указания и на что нужно ставить, читайте в нашем гиде.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Запрещенные экстремистские и террористические организации 4.1. Предупредительные надписи при рекламе отдельных товаров и услуг |
1. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Что нужно помечать? Статья 4 Закона о “СМИ” запрещает распространение информации об общественных объединениях и религиозных организациях, которые ликвидированы или запрещены в России судом в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания о том, что организация ликвидирована или ее деятельность запрещена. Полный список таких организаций можно посмотреть в перечне на сайте Министерства юстиции РФ. Законодательство также обязывает ставить пометку при указании организаций, которые включены в список организаций, признанных террористическими, который ведет Федеральная служба безопасности. Ответственность за отсутствие пометки была введена в 2021 году.
Кто должен помечать? Ответственность за распространение информации о запрещенной организации без пометки установлена статьей 13.15 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно ей пометку нужно ставить не только при упоминании запрещенных организаций в СМИ, но и в интернете, то есть на сайтах, которые не зарегистрированы в качестве СМИ, в блогах и социальных сетях. Но пока случаев привлечения к ответственности за отсутствие пометки в постах в социальных сетях или на сайтах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, нет.
Как помечать? Жестких правил, какой должна быть пометка, нет, она может быть в произвольной форме. Главное, чтобы из этой пометки было понятно, что деятельность организации запрещена на территории России. Чаще всего СМИ используют фразы “организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации” или “запрещенная на территории Российской Федерации организация”. Также нет жестких требований к тому, сколько раз и где нужно ставить пометку. Вы можете вставить пометку в скобках после первого упоминания, или же поставить *, а после текста сделать указание на то, что организация запрещена. Основное требование — пометка должна видна читателю. Если название запрещенной организации встречается в тексте несколько раз, то мы советуем делать сноску, помечая каждое упоминание.
Ответственность Часть 2 статьи 13.15 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает штрафы за отсутствие указания на то, что организация запрещена или признана террористической: — для граждан — от 2 тыс. рублей до 2,5 тыс.рублей; — для должностных лиц — от 4 тыс. рублей до 5 тыс. рублей; — для юридических лиц — от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. Во всех случаях возможна конфискация предмета административного правонарушения. |
ОБНОВЛЕНИЕ. Алексей Навальный внесён Росфинмониторингом в реестр террористов и экстремистов. Нужно ли в СМИ теперь ставить какую-то пометку рядом с его фамилией при публикации?
Пометку ставить не нужно, такого требования действующее законодательство не содержит. В статье 4 Закона «О СМИ» и статье 13.15 КОАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» говорится о том, что пометка должна стоять при упоминании организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими или экстремистскими. При этом ни сами граждане, внесенные в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, ни СМИ не обязаны ставить пометки. |
2. ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ
Впервые понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году в отношении некоммерческих организаций, которые получают иностранное финансирование и занимаются политической деятельностью. С тех пор это понятие расширилось. Теперь в России иностранным агентом могут признать любого человека, организацию или общественное объединение, которые получало поддержку или находится под иностранным влиянием в другом виде, а также занимается одним из видов «иноагентской» деятельности:
Реестр иностранных агентов ведет Минюст РФ. Скачать его можно здесь.
Кто должен помечать? Обязанность ставить пометки лежит как на самих СМИ, внесенных в реестр, так и на других зарегистрированных изданиях, которые перепечатывают или ссылаются на сообщения и материалы коллег, признанных иностранными агентами. В обоих случаях пометки должны быть не только на сайте зарегистрированного СМИ, в газете или в телеэфире, но и в сообщениях в социальных сетях издания.
Как должны ставить пометку иноагенты? Сами люди, организации и общественные объединения, внесенные в реестр иностранных агентов, обязаны сопровождать все материалы, которые производят или распространяют в рамках ««иноагентской» деятельности, специальной пометкой. Такое же правило действует и для учредителей, членов, участников, руководителей общественных объединений — иностранных агентов, а также для руководителей юрлица-иноагента и лиц, которые входят в состав органа юридического лица — иностранного агента. Согласно Постановлению Правительства указание должно быть размещено на русском языке в следующих формах. Для материалов, производимых и распространяемых иностранными агентами: Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом (наименование, фамилия, имя отчество (при наличии), содержащаяся в реестр иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащаяся в реестр иностранных агентов). Для материалов, производимых и распространяемых членами, учредителями, руководителями и т.д. организаций и общественных объединений, признанных иностранными агентами: Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) (фамилия, имя, отчество (при наличии), являющимся (учредителем, членом, участником, руководителем или лицом, входящим в состав органа лиц, указанных в части 4 статьи 9 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»), включенного в реестр иностранных агентов. Подробные правила и ответы на популярные вопросы читайте в материале «Пометка для иноагента: новые правила».
Как должны ставить пометку другие СМИ? Зарегистрированные СМИ, которые сами не включены в реестр иностранных агентов, но пишут о них должны сопровождать указанием на статус любое упоминание иностранных агентов. Например, если СМИ пишет о том, что какой-то иноагент обжалует свое включение в реестр в суде, или цитирует материал иностранного агента. При этом форма пометки не утверждена, поэтому достаточно простого указания на то, что человек, организация или общественное объединение включено в реестр иностранных агентов.
Ответственность Человека, организацию или общественное объединение, которые включены в реестр, могут оштрафовать за отсутствие пометки по статье 19.34 КоАП. Максимальный штраф для человека — 50 тыс. рублей, для должностного лица — до 300 тыс. рублей, для юрлица — до 500 тыс. рублей. Также предусмотрена уголовное наказание по статье 330.1 УК РФ. Наказание для СМИ, которые не внесены в реестр, предусматривает часть 2.1 статьи 13.15 КоАП РФ. Штрафы:
|
4.1. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ НАДПИСИ ПРИ РЕКЛАМЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Рекламу некоторых видов товаров и услуг необходимо сопровождать особенным предупреждающими пометками. Эти предупреждения должны ставить все, кто распространяет рекламу не только СМИ, но и в личных блогах, например, в Instagram. 1. Медицинская реклама, к которой относится реклама лекарств, медицинских изделий и услуг, методов лечения, профилактики, диагностики и реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться со специалистом. На радио это предупреждение должно длиться не менее трех секунд. В телепрограммах продолжительность сообщения должна составлять не менее пяти секунд, а площадь текстовой пометки — не менее семи процентов кадра. В других случаях, включая рекламу в печатных и сетевых СМИ и в интернете, площадь пометки должна быть не меньше пяти процентов рекламной площади. 2. Биологически активные добавки. Эта реклама должна сопровождаться пометкой о том, что БАД не является лекарственным средством. Продолжительность предупреждения на радио должна составлять не менее трех секунд. В телепрограммах продолжительность сообщения должна составлять не менее пяти секунд, а площадь текстовой пометки — не менее семи процентов кадра. В рекламе, которая распространяется другими способами, площадь предупреждения должна быть не меньше 10% от площади рекламного объявления. 3. Реклама алкогольной продукции должна сопровождаться пометкой о вреде чрезмерного употребления алкоголя. Площадь предупреждения должна быть не меньше 10% от рекламной площади. ____ Помните, что в интернете реклама алкоголя запрещена полностью. В печатных СМИ, на телевидении и радио можно рекламировать только вино и шампанское, произведенные:
ЧИТАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ: Можно ли рекламировать пиво в прессе и на телевидении? Заминированный Клондайк: о типичных ошибках в рекламе медицинских услуг Реклама в интернете: играем по правилам
|
5. ВОЗРАСТНАЯ МАРКИРОВКА
Обязанность маркировать информационную продукцию появилась в России в 2012 году. Она закреплена федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Маркировка должна содержаться на сайтах, которые зарегистрированы в качестве СМИ, в периодических печатных изданиях (кроме общественно-политических и производственно-практических), на теле- и радиоканалах, а также на сайтах, где можно купить, скачать или посмотреть какие-то аудиовизуальные произведения, например, фильмы и клипы. Можно не маркировать телепрограммы, которые идут в прямом эфире, конкретные программы на радио, сайты в интернете, которые не зарегистрированы как СМИ или не являются аудиовизуальными сервисами. То есть, например, если вы делаете новостной сайт, но не регистрируете его в качестве СМИ, то ставить маркировку не обязательно.
Как помечать? Существует пять знаков информационной продукции: 0+; 6+; 12+; 16+ и 18+. Знак информационной продукции, которым маркируется то или иное СМИ, должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции. Это значит, что, например, если в вашем СМИ указан знак 16+, вы не имеете права публиковать информацию, запрещенную для детей. Подробнее о том, кто, как и что должен маркировать, а также об ответственности за нарушения читайте в нашей отдельной рекомендации “Что нужно знать о возрастной маркировке в СМИ?” . |
Источник: Центр защиты прав СМИ