Запрещенные и нежелательные организации, иностранные агенты: НКО И СМИ, реклама и маркировка. При публикации некоторой информации в СМИ нужно ставить различные пометки, видов которых становится все больше. Какие указания и на что нужно ставить, читайте в нашем гиде.
1. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Что нужно помечать? Статья 4 Закона о “СМИ” запрещает распространение информации об общественных объединениях и религиозных организациях, которые ликвидированы или запрещены в России судом в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания о том, что организация ликвидирована или ее деятельность запрещена. Полный список таких организаций можно посмотреть в перечне на сайте Министерства юстиции РФ. Законодательство также обязывает ставить пометку при указании организаций, которые включены в список организаций, признанных террористическими, который ведет Федеральная служба безопасности. Ответственность за отсутствие пометки была введена в 2021 году.
Кто должен помечать? Ответственность за распространение информации о запрещенной организации без пометки установлена статьей 13.15 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно ей пометку нужно ставить не только при упоминании запрещенных организаций в СМИ, но и в интернете, то есть на сайтах, которые не зарегистрированы в качестве СМИ, в блогах и социальных сетях. Но пока случаев привлечения к ответственности за отсутствие пометки в постах в социальных сетях или на сайтах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, нет.
Как помечать? Жестких правил, какой должна быть пометка, нет, она может быть в произвольной форме. Главное, чтобы из этой пометки было понятно, что деятельность организации запрещена на территории России. Чаще всего СМИ используют фразы “организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации” или “запрещенная на территории Российской Федерации организация”. Также нет жестких требований к тому, сколько раз и где нужно ставить пометку. Вы можете вставить пометку в скобках после первого упоминания, или же поставить *, а после текста сделать указание на то, что организация запрещена. Основное требование — пометка должна видна читателю. Если название запрещенной организации встречается в тексте несколько раз, то мы советуем делать сноску, помечая каждое упоминание.
Ответственность Часть 2 статьи 13.15 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает штрафы за отсутствие указания на то, что организация запрещена или признана террористической: — для граждан — от 2 тыс. рублей до 2,5 тыс.рублей; — для должностных лиц — от 4 тыс. рублей до 5 тыс. рублей; — для юридических лиц — от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. Во всех случаях возможна конфискация предмета административного правонарушения. |
ОБНОВЛЕНИЕ. Алексей Навальный внесён Росфинмониторингом в реестр террористов и экстремистов. Нужно ли в СМИ теперь ставить какую-то пометку рядом с его фамилией при публикации?
Пометку ставить не нужно, такого требования действующее законодательство не содержит. В статье 4 Закона «О СМИ» и статье 13.15 КОАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» говорится о том, что пометка должна стоять при упоминании организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими или экстремистскими. При этом ни сами граждане, внесенные в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, ни СМИ не обязаны ставить пометки. |
2.1. НКО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ — ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ
Что нужно помечать? Некоммерческая организация или общественное объединение могут быть признаны выполняющими функции иностранного агента при двух условиях:
Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, и реестр общественных объединений, которые признаны иностранными агентами, ведет Минюст РФ.
Кто должен помечать Изначально обязанность ставить пометку была возложена только на саму НКО, которая признана иностранным агентом. Но в конце 2020 году Госдума ужесточила требования. Теперь пометка о том, что НКО, признана иностранным агентом, также должна быть во всех материалах и сообщениях СМИ, где такая организация упоминается. В интернете пометку СМИ обязаны ставить не только на своих сайтах, но и в сообщениях в социальных сетях. Также необходимо ставить указание на статус и при перепечатке или цитировании материалов, которые созданы некоммерческими организациями или общественными объединениями, признанными иностранными агентами.
Как помечать Жестких требований к пометке нет. Можно использовать формулировку “признана некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента” или просто писать в скобках или под звездочкой “иностранный агент”.
Ответственность Наказание за отсутствие пометки при указании НКО или общественного объединения, внесенных в реестр иностранных агентов, устанавливает статья 13.15 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно ей за нарушение грозят штрафы: — для физлиц: штраф от 2 тыс. до 2.5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; — для должностных лиц: штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; — для юрлиц: штраф от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
|
2.2. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА — ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ
Что нужно помечать? Согласно статье 2.1 Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (так называемый «Закон Димы Яковлева») иностранным агентом могут признать человека (независимо от гражданства), который одновременно: Занимается политической деятельностью и (или) ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при получении их иностранным источником могут быть использованы против безопасности России. С реестром можно ознакомиться на сайте Минюста: Список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Кто должен помечать? Пометку о том, что человек внесен в реестр физлиц-иноагентов обязан ставить и он сам, и СМИ, которые упоминают его или печатают материалы, созданные им. Правила для СМИ идентичны тем, которые закон устанавливает для случаев, когда в СМИ упоминается НКО или общественное объединение, признанное иностранным агентом (см. пункт 2.1). Сам человек, внесенный в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязан указывать о наличии этого статуса при «осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента», в том числе при обращении в органы власти, органы местного самоуправления, общественные объединения или образовательные организации. Кроме того, указание о наличии статуса должно быть на материалах, которые издаются или распространяются физлицом-иноагентом.
Как помечать? В законе используется формулировка «материалы (информация) изданы и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности данного физического лица». При этом жестких правил (например, как в случае со СМИ-иноагентами) нет. Поэтому и СМИ, и самому человеку, который оказался в реестре, достаточно указать что человек является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Ответственность Ответственность за отсутствие пометки при упоминании человека, включенного в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, или публикации созданных им материалов в зарегистрированных СМИ установлена пунктом 2.3 статьи 13.15 КоАП РФ. Штрафы: — для физлиц: штраф от 2 тыс. до 2.5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; — для должностных лиц: штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; — для юрлиц: штраф от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой. Если пометку не поставил сам человек, который внесен в реестр физлиц-иноагентов, ответственность будет наступать по статье 19.7.5-4 КоАП «Нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». В этом случае может быть назначен штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей (с конфискацией предмета административного правонарушения или без нее). |
2.3. ИНОСТРАННЫЕ СМИ — ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ
Что нужно помечать? Юридическое лицо, структуру без образования юрлица или человека могут включить в реестр СМИ-иностранных агентов по совокупности двух условий: 1. Если человек или организация распространяют сообщения и материалы в любом виде для неограниченного круга лиц (распространением будет считаться даже репост), распространяют материалы СМИ-иноагентов или участвуют в создании этих материалов. 2. Получает иностранное финансирование (им могут посчитать даже перевод от родственников из-за границы, так как цель получения денег и сумма не важны). Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, ведет Минюст. Сейчас в нем 20 пунктов, среди иностранных СМИ-иноагентов есть и организации, и граждане.
Кто должен помечать? Обязанность ставить пометки лежит как на самих СМИ, внесенных в реестр, так и на других зарегистрированных изданиях, которые перепечатывают или ссылаются на сообщения и материалы коллег, признанных иностранными агентами. В обоих случаях пометки должны быть не только на сайте зарегистрированного СМИ, в газете или в телеэфире, но и в сообщениях в социальных сетях издания.
Как помечать? Правила для иностранных СМИ-иноагентов Форма пометки утверждена приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 г. № 124. Согласно ему все материалы СМИ-иноагентов должны сопровождаться следующим сообщением:
Какие еще требования? Если материал распространяется в печатном виде:
Если материал распространятся в виде аудио или видео:
Для других СМИ Форма пометки не утверждена, поэтому достаточно простого указания на то, что СМИ внесено в реестр иностранных СМИ-иноагентов.
Ответственность Ответственность за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, или учрежденного им российского юрлица, которое выполняет функции иноагента, предусмотрена статьей 19.34.1 КоАП РФ. Штрафы за первое нарушение:
Штрафы за повторное нарушение:
Наказание за грубое нарушение (более двух в течение года):
Ответственность за отсутствие пометки при перепечатке или цитировании материалов иностранных СМИ-иноагентов в другом СМИ закреплена в статье 13.15 КоАП. Штрафы: — Для граждан — от 2 тыс. рублей до 2,5 тыс.рублей — Для должностных лиц — от 4 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — Для юридических лиц — от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. |
4.1. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ НАДПИСИ ПРИ РЕКЛАМЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Рекламу некоторых видов товаров и услуг необходимо сопровождать особенным предупреждающими пометками. Эти предупреждения должны ставить все, кто распространяет рекламу не только СМИ, но и в личных блогах, например, в Instagram. 1. Медицинская реклама, к которой относится реклама лекарств, медицинских изделий и услуг, методов лечения, профилактики, диагностики и реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться со специалистом. На радио это предупреждение должно длиться не менее трех секунд. В телепрограммах продолжительность сообщения должна составлять не менее пяти секунд, а площадь текстовой пометки — не менее семи процентов кадра. В других случаях, включая рекламу в печатных и сетевых СМИ и в интернете, площадь пометки должна быть не меньше пяти процентов рекламной площади. 2. Биологически активные добавки. Эта реклама должна сопровождаться пометкой о том, что БАД не является лекарственным средством. Продолжительность предупреждения на радио должна составлять не менее трех секунд. В телепрограммах продолжительность сообщения должна составлять не менее пяти секунд, а площадь текстовой пометки — не менее семи процентов кадра. В рекламе, которая распространяется другими способами, площадь предупреждения должна быть не меньше 10% от площади рекламного объявления. 3. Реклама алкогольной продукции должна сопровождаться пометкой о вреде чрезмерного употребления алкоголя. Площадь предупреждения должна быть не меньше 10% от рекламной площади. ____ Помните, что в интернете реклама алкоголя запрещена полностью. В печатных СМИ, на телевидении и радио можно рекламировать только вино и шампанское, произведенные:
ЧИТАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ: Можно ли рекламировать пиво в прессе и на телевидении? Заминированный Клондайк: о типичных ошибках в рекламе медицинских услуг Реклама в интернете: играем по правилам
|
5. ВОЗРАСТНАЯ МАРКИРОВКА
Обязанность маркировать информационную продукцию появилась в России в 2012 году. Она закреплена федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Маркировка должна содержаться на сайтах, которые зарегистрированы в качестве СМИ, в периодических печатных изданиях (кроме общественно-политических и производственно-практических), на теле- и радиоканалах, а также на сайтах, где можно купить, скачать или посмотреть какие-то аудиовизуальные произведения, например, фильмы и клипы. Можно не маркировать телепрограммы, которые идут в прямом эфире, конкретные программы на радио, сайты в интернете, которые не зарегистрированы как СМИ или не являются аудиовизуальными сервисами. То есть, например, если вы делаете новостной сайт, но не регистрируете его в качестве СМИ, то ставить маркировку не обязательно.
Как помечать? Существует пять знаков информационной продукции: 0+; 6+; 12+; 16+ и 18+. Знак информационной продукции, которым маркируется то или иное СМИ, должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции. Это значит, что, например, если в вашем СМИ указан знак 16+, вы не имеете права публиковать информацию, запрещенную для детей. Подробнее о том, кто, как и что должен маркировать, а также об ответственности за нарушения читайте в нашей отдельной рекомендации “Что нужно знать о возрастной маркировке в СМИ?” . |
Источник: Центр защиты прав СМИ