Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Реклама алкоголя: где, что и как разрешено?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Как закон регулирует рекламу алкоголя? Что не относится к ней? Какие штрафы грозят тем, кто нарушит запрет на рекламу алкоголя в интернете? Какой алкоголь можно рекламировать в СМИ? Отвечаем на эти вопросы в новых рекомендациях.

ЧТО ТАКОЕ РЕКЛАМА?

Реклама — это информация, которая:

а) распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

б) адресована неопределенному кругу лиц;

в) направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Получается, что рекламой может быть признано сообщение, которое распространено в зарегистрированных СМИ, интернете, социальных сетях, на баннерах и т.д.

При этом неважно, оплачен ли материал (пост, упоминание в видео или аудио и т.д.): если в нем есть все вышеперечисленные признаки, то признать материал рекламой могут даже в том случае, если СМИ или блогер опубликовали его бесплатно.

Объектом рекламирования может быть товар, услуга, мероприятие, изготовитель или продавец, продукт интеллектуальной деятельности, бренд, товарный знак и т.д. В случае с алкогольной продукцией, например, это название пива, коньяка или другого напитка, компания, которая его производит, и т.д.

 

ЧТО ОТНОСИТСЯ К АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ?

Алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.

Есть несколько видов алкогольной продукции. Например, спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, бренди, виски и т.д.), вино, крепленое вино, игристое вино, пиво и напитки, которые изготавливаются на его основе, сидр, медовуха и т.д.

Главный критерий, который отделяет алкогольную продукцию от неалкогольной, — количество этилового спирта. В алкогольных напитках его больше 0,5% от объема готовой продукции.

 

ЗАПРЕТ НА РЕКЛАМУ АЛКОГОЛЯ

С 2012 года в России практически полностью запрещена реклама алкогольной продукции в СМИ и в интернете. Этот запрет установлен статьей 21 Закона «О рекламе».

Относительно интернета запрет действует на все площадки: начиная от сайтов, зарегистрированных в качестве СМИ, и заканчивая пабликами и личными страницами в социальных сетях.

Помимо рекламы самой алкогольной продукции в СМИ и интернете также запрещены:

  1. Реклама стимулирующих мероприятий (конкурсы, игры и т.д.), условием для участия в которых является покупка алкогольной продукции. Например, нельзя рекламировать акцию, для участия в которой необходимо приобрести какое-то количество, скажем, пива или вина определенной марки.
  2. Спонсорская реклама производителя алкогольной продукции. Например, нельзя говорить о том, что спонсором программы (материала) является конкретный ликеро-водочный завод и т.д. (исключение смотрите в следующем разделе).
  3. Зонтичная реклама, в которой под видом рекламы одного товара рекламируется алкоголь. К примеру, к зонтичной рекламе можно отнести рекламу сухариков, которые производятся под брендом пивной компании. Фактически такая реклама привлекает внимание к торговой марке популярного пива, которая ассоциируется в первую очередь именно с ним.

Примечание:

В этом материале мы говорим исключительно о рекламе алкоголя в СМИ и интернете, однако есть и другие ограничения. Обо всех написано в статье 21 Закона «О рекламе».

 

ИСКЛЮЧЕНИЕ: РЕКЛАМА РОССИЙСКОГО ВИНА

Относительно алкогольной продукции в СМИ закон содержит единственное исключение: разрешена реклама вина, которое произведено на территории России и из винограда, который выращен на территории России. Такую рекламу можно распространять:

  • в печатных периодических изданиях (реклама не должна располагаться на первой и последней полосе газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов);
  • в теле- и радиопрограммах, которые идут в эфире с 23:00 до 7:00 часов по местному времени (исключения — прямые трансляции или записи детско-юношеских спортивных мероприятий).

В это же время на телевидении и радио можно распространять и спонсорскую рекламу производителей российского вина.

Эти положения применяются и к вину, которое произведено в государствах Евразийского экономического союза (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь) и из винограда, выращенного на территории этих государств.

Обратите внимание: это исключение не действует для интернета. То есть в интернете запрещено распространение рекламы даже российского вина.

Раньше это послабление действовало и для рекламы пива. Однако с 1 января 2019 года в России вновь действует полный запрет на рекламу пива в СМИ.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРЕШЕННОЙ РЕКЛАМЕ АЛКОГОЛЯ

Реклама алкоголя в тех местах, где она разрешена (относительно СМИ — исключительно реклама российского вина), обязательно должна содержать предупреждение о том, что чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью. Площадь этой пометки должна составлять не менее 10% рекламной площади.

Кроме того, в рекламе не должно быть:

  • утверждений о том, что употребление алкоголя имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха или способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
  • осуждений воздержания от употребления алкоголя;
  • утверждений о том, что алкоголь безвреден или даже полезен для здоровья человека, а также информации о наличии в алкогольной продукции витаминов, БАДов;
  • упоминаний о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды.

Также разрешенная в СМИ реклама алкогольного вина не должна обращаться к несовершеннолетним. В ней нельзя использовать образы людей и животных (в том числе и анимационные).

 

РЕКЛАМА БЕЗАЛКОГОЛЬНОГО ПИВА

Безалкогольное пиво (то есть пиво, в котором не более 0,5% этилового спирта) рекламировать можно. Оно не является алкогольной продукцией, а следовательно на него не распространяются ограничения и запреты, установленные статьей 21 Закона «О рекламе».

Однако стоит помнить, что по Закону «О рекламе» ограничения и запреты, установленные в отношении рекламы какого-то товара, распространяются и на средства индивидуализации такого товара, его изготовителя или продавца. То есть, если компания, производит алкогольную продукцию, то рекламировать ее товарные знаки нельзя.

Вопрос, можно ли рекламировать безалкогольное пиво, которое выпускается под теми же марками, что и алкогольное, долго обсуждался Федеральной антимонопольной службой и представителями отрасли. В итоге пришли к выводу, что рекламировать можно, но из такой рекламы должно четко следовать, что объектом рекламирования выступает именно безалкогольная продукция. Для этого рекомендуется использовать знак безалкогольной продукции (его можно посмотреть по этой ссылке), который и должен указывать на то, что напиток не содержит алкоголь.

 

СПОНСОРСКАЯ РЕКЛАМА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ

Спонсорская реклама — это реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенной компании (или человеке) как о спонсоре.

По общему правилу спонсорская реклама производителей алкогольных напитков в СМИ и интернете запрещена.

Этот запрет также относится к производителям алкогольной продукции, которые выпускают еще и безалкогольные напитки.

Получается, что спонсорская реклама, например, пивной компании, в ассортименте которой есть алкогольное и безалкогольное пиво, запрещена, даже если компания будет в ней представлена как производитель безалкогольного напитка.

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКАХ НА САЙТЕ ПРОДАВЦА — РЕКЛАМА?

Не всегда. Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы информация об алкогольных напитках, которые производит или продает компания, не является рекламой, если:

  • эти сведения размещены на официальном сайте или странице в соцсети производителя или продавца товара;
  • они предназначены для информирования посетителей сайта или страницы об ассортименте, правилах пользования, продавце или производителе.

Получается, что производители и продавцы могут публиковать на своих площадках в интернете информацию об алкоголе, который, к примеру, есть в наличии. Это правило касается и сайтов и страниц баров, в которых продается тот или иной алкоголь.

Но стоит помнить, что даже информацию, размещенную на сайте производителя или продавца или на его странице в соцсети, могут признать рекламой, если она направлена не на информирование потребителей, а на выделение какого-то одного товара среди других. Например, если к конкретному товару на сайте привлекается особое внимание (информация о нем находится на всплывающем баннере или закреплена на определенном месте и видна при переходе на другие страницы), или если в посте на странице бара или ресторана предлагают заказать какой-то напиток определенной марки (и это не связано с проведением какой-то акции).

 

ЧТО ЕЩЕ НЕ БУДЕТ РЕКЛАМОЙ АЛКОГОЛЯ?

Если говорить о материалах, размещенных в СМИ, блогах или в соцсетях, то ФАС не признает рекламой алкоголя:

  • носящие информационный новостной характер журналистские материалы о культуре потребления алкогольных напитков, например, о традициях потребления вина в различных странах (без привлечения внимания к определенным алкогольным напиткам);
  • публикации с прошедших выставок алкогольной продукции (без формирования интереса к определенной алкогольной продукции);
  • интервью с представителем организации, производящей или реализующей алкогольную продукцию (не направленное на привлечение внимания к этой организации с целью реализации производимой или продаваемой ею продукции);
  • рецепты приготовления блюд или коктейлей с указанием ингредиентов алкогольных напитков, но без приведения наименований конкретных алкогольных напитков (например, «добавить 200 мл белого вина» — не реклама, а «добавить 200 мл белого вина марки «N»» — вполне могут признать таковой).

Стоит помнить, что главное условие — такие материалы не должны формировать интерес к товару, в частности, не должны содержать указание на наименование или любые обозначения, позволяющие понять, о каком товаре и производителе идет речь.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За публикацию запрещенной рекламы алкоголя в СМИ и в интернете ответственность несет рекламораспространитель, то есть СМИ, владелец сайта или блогер, которые опубликовали рекламный материал или пост.

За нарушения, допущенные в содержании разрешенной рекламы алкоголя, ответственность лежит на рекламодателе.

За отсутствие обязательного предупреждения в рекламе алкоголя наказать могут как рекламодателя, так и рекламораспространителя.

Штрафы за нарушение предусмотрены частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Размеры штрафов:

  • для граждан: от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц: от 4 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • для юрлиц: от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ