Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Реклама в 2022 году: что нового?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

В 2022 году в силу вступят несколько законодательных нововведений, которые напрямую касаются рекламы. Среди них — возможность запретить распространение рекламы в зарубежные интернет-компаниях, например, в Facebook и Google, новые пометки и появление реестра рекламодателей и рекламораспространителей. Вместе со старшим юристом Центра защиты прав СМИ Светланой Кузевановой рассказываем о новых правилах и о том, кого они могут коснуться.

 

1. РОСКОМНАДЗОР СМОЖЕТ ЗАПРЕЩАТЬ РЕКЛАМУ В FACEBOOK, GOOGLE И TELEGRAM

В июле 2021 года в России начал действовать Федеральный Закон №236 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», получивший название «закон о приземлении IT-компаний». Он регулирует работу так называемых IT-гигантов. Их реестр (а точнее реестр «иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации») ведет Роскомнадзор. Сейчас в списке 13 компаний, которые владеют 22 платформами. Например, в перечень попали Google, Apple, Pinterest и другие. Полный список можно посмотреть здесь. Вероятно, он будет пополняться и дальше.

Согласно новому закону попавшие в реестр компании до 1 января 2022 года обязаны:

— Создать в России филиал, открыть представительство или учредить российское юридическое лицо.

— Разместить на своих ресурсах форму для направления обращений российских граждан и организаций.

— Зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и использовать его для взаимодействия с государственными органами РФ.

Если компании не сделают этого до 1 января, то Роскомнадзор сможет применять меры понуждения, начиная от пометок о том, что компания нарушает российское законодательство, и заканчивая замедлением и блокировкой.

ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ РЕКЛАМА?

Среди мер понуждения есть два пункта, которые напрямую касаются рекламы.

Первый — запрет на рекламу иностранной интернет-компании, не выполнившей требования, и принадлежащих ей информационных ресурсов. Это значит, что, например, в случае, если юридическое лицо Meta не выполнит требования и Роскомнадзор решит включить меру понуждения, то рекламировать на российских площадках Facebook, Instagram и Whatsapp будет нельзя.

Вторая мера понуждения — запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе компании-нарушителя. Например, если Роскомнадзор воспользуется этой мерой понуждения относительно Meta, то российские рекламодатели не смогут давать рекламу в Facebook, Instagram и Whatsapp.

Эти запреты уже прописаны в Законе «О рекламе». Так, рекламу иностранных юрлиц, включенных в реестр Роскомнадзора и не выполнивших требования, и их информационных ресурсов запрещает пункт 11 статьи 7 . В этом случае ответственность за нарушение несет и рекламодатель, и рекламораспространитель. А запрет рекламы на информационных ресурсах иностранной компании, в отношении которой введена мера понуждения, содержится в пункте 10.4 статьи 5 Закона «О рекламе» . В этом случае отвечать на нарушение будет только рекламодатель. Наказывать в обоих случаях будут по статье 14.3 КоАП — «Нарушение законодательства о рекламе».

При этом правительство РФ может установить упрощенную процедуру для Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о таких нарушениях. Сейчас ФАС внесла в Правительство проект, согласно которому антимонопольная служба сможет в течение недели в заочном порядке рассматривать дела о нарушении рекламного законодательства IT-гигантами.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

В связи с этими изменениями важно следить за тем, кто находится в реестре и какие меры понуждения в отношении компаний включены. Всю эту информацию можно найти на сайте Роскомнадзора. Здесь вы можете посмотреть, исполнила ли компания обязательства (например, по данным на 6 декабря, ни одна из включенных в перечень компаний не сделала этого). На этом же сайте с помощью фильтра можно посмотреть, включена ли какая-то мера понуждения в отношении той или иной компании.

 

2. В ИНТЕРНЕТЕ НАДО БУДЕТ СТАВИТЬ ПОМЕТКУ «РЕКЛАМА»

Тогда же, летом 2021 года, были приняты и другие поправки в Закон «О рекламе». Так, 1 сентября 2022 года начнет действовать статья 18.1 «Реклама в информационно-коммуникационной сети «Интернет». В этой статье будет установлена обязанность рекламораспространителей помечать рекламные сообщения в интернете. Помимо пометки «Реклама» на сообщениях также должно быть указание на рекламодателя или на сайт с информацией о нем.

Требование касается любой рекламы, размещенной в интернете, при этом не важно, опубликована она на сайте СМИ, на обычном сайте, в блоге или на странице в социальной сети. Исключение — реклама, размещенная в телепрограммах, телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в интернете.

 

3. РОСКОМНАДЗОР БУДЕТ ВЕСТИ РЕЕСТР РЕКЛАМЫ В ИНТЕРНЕТЕ

Согласно той же статье 18.1 Закона «О рекламе», которая вступит в силу 1 сентября 2022 года, Роскомнадзор будет вести учет, хранить и обрабатывать информацию о рекламе, размещенной в интернете, а также сведений о рекламодателях и рекламораспространителях. Вот главное, что нужно знать:

→ Информацию о рекламе должны в Роскомнадзор предоставлять сами рекламодатели и рекламораспространители. Но, правда, не все, а только те, которые будут подпадать под критерии, определенные Правительством РФ. Что это за критерии, пока неизвестно.

→ Рекламодатели и рекламораспространители, которые будут обязаны предоставлять информацию о себе и рекламе, размещенной в интернете, смогут это делать либо самостоятельно и непосредственно в Роскомнадзор, либо через посредников — операторов рекламных данных, которые с помощью специальных компьютерных программ (требования к ним установит Роскомнадзор) будут вести учет рекламы. Операторов рекламных данных также определит Роскомнадзор.

→ Информация о рекламе, рекламодателях и рекламораспространителях Роскомнадзор будет хранить в течение пяти лет.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ