Иллюстрации без риска: подводные камни в работе бильдредактора

Закон вот уже одиннадцать лет позволяет защищать гражданам свое изображение. Большинство судебных дел об охране изображения заканчивается не в пользу редакций СМИ. Получение письменного разрешения выглядит непростой задачей для журналиста или фотокорреспондента, а иногда отпугивает самих граждан. Поэтому редакции часто идут на риск и не спрашивают согласия героев на использование их изображений. Так ли уж сложны правила публикации изображений людей или у страха глаза велики, попробуем разобраться на примере анализа фотографий из районных газет.

Закон ставит жесткие рамки: любое использование изображения гражданина допускается только с его согласия. Но тут же приведены исключения. А они жизненно необходимы, иначе редакции превратились бы в пункты сбора расписок.

Согласие можно не брать, если вы публикуете изображения людей в государственных, общественных или иных публичных интересах. А вот определить, когда есть указанные интересы, не всегда просто.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС

Понятие «государственного интереса» отсутствует. Поэтому определить его можно исходя из общих представлений о том, что находится в сфере интересов государства. Это обеспечение целостности и стабильности общества, его территории; обеспечение правопорядка, безопасности граждан, развитие институтов общества и многое другое. Публикации на подобные темы можно снабжать изображениями людей без их согласия. Например, фотографии с совещания Минобороны по вопросам проведения испытаний боевых изделий вполне соответствуют теме государственного интереса. Главное, чтобы фотографии были сделаны именно на этом мероприятии, а не подбирались в архиве редакции как наиболее подходящие по контексту. Не требуется согласия также на публикацию изображения человека, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности. Например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения. 

Курган и курганцы № 78, 2017

















Вадинские вести 13 июля 2017

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС

Общественный интерес — это интерес общества к получению важных сведений, вносящих некий вклад в обсуждение общественно-значимых вопросов. У понятия нет критериев, позволяющих легко его определить. Поэтому журналистам и юристам приходится ломать голову перед публикацией той или иной фотографии. Публикация о международном фестивале или возложении цветов в день памяти о пограничниках, погибших в Таджикистане, вероятно, представляет общественный интерес.









ОБЩЕСТВЕННО-­ЗНАЧИМОГО ВОПРОСА КАСАЕТСЯ И ПУБЛИКАЦИЯ О ДОНОРСТВЕ

рек 3.gif

На фото девушка, сдающая кровь. В статье есть ее имя и говорится, что она донор со стажем. Девушка смотрит в кадр и тем самым выражает согласие на публикацию ее изображения. А что, если это фото вместе с пресс-релизом редакции прислала станция переливания крови, а в самой статье о девушке ни слова? В таком случае публиковать изображение девушки без ее разрешения нельзя. Общественный интерес должна представлять не только тема публикации, но и фотографии к ней. Советуем в таких случаях руководствоваться общим правилом: не помещать архивные фото с изображениями людей крупным планом в ложный контекст.

В СЛУЧАЕ ИСКА БУДЬТЕ ГОТОВЫ ОБОСНОВАТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС В СУДЕ. На практике далеко не любая информация, представляющая общественный интерес, признается таковой судом. Причина — в разном понимании и толковании этого понятия. Для журналистов это один из основополагающих принципов работы, для судей — категория, не имеющая четкого юридического толкования. Об этом надо всегда помнить. 



ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕСрек 4.gif

НЕ НАДО СПРАШИВАТЬ СОГЛАСИЯ И ПРИ НАЛИЧИИ ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА.Публичный интерес имеет место тогда, когда публичный человек изображен на фотографии в связи с его профессиональной деятельностью. Публичными считаются не только политики или чиновники, это могут быть известные люди из самых различных сфер нашей жизни: экономика, искусство, спорт, шоу-бизнес и прочее. Если человек популярен, занимает активную общественную позицию или высокую должность, то скорее всего он будет признан публичным. Поэтому на публикацию изображения губернатора, мэра, президента, известного актера, спортсмена, депутата, например, как на этих фотографиях, согласие получать не нужно.

→ Но нужно помнить, что интерес к публичной персоне должен быть общественно-значимым, фотографии должны отражать деятельность публичного человека, а не сообщать о его частной жизни.  Фотографии интимного, личного или семейного характера допустимо публиковать только при наличии общественного интереса, одной публичности лица в таком случае будет недостаточно.



СЪЕМКА В ПУБЛИЧНОМ МЕСТЕ

СОГЛАСИЕ ТАКЖЕ НЕ НУЖНО, ЕСЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОЛУЧЕНО ПРИ СЪЕМКЕ В ПУБЛИЧНОМ МЕСТЕ. Под публичными мероприятиями, открытыми для свободного посещения местами понимают концерты, соревнования, театральные представления, улицы, парки и другие аналогичные места. Поэтому фотографии людей на улице, в магазинах, собраниях, конференциях могут использоваться без согласия при соблюдении одного условия — изображение человека не должно быть основным объектом. На практике в качестве критерия оценки используют понятие «крупный план». Фотографии, сделанные в публичном месте или на публичном мероприятии, на которых изображено несколько людей, могут свободно использоваться в качестве иллюстраций без чьего-либо согласия.

Кыым № 19, 2017






Вадинские вести № 28, 2017 и Донские вести № 116, 2017 Вот эти снимки сделаны в публичном месте, однако изображения мужчины и девушки являются основным объектом использования.  Общественный интерес в использовании данных фотографий в обоих случаях не очевиден, поэтому требуется получение согласия.  При отсутствии письменного согласия можно говорить о так называемом «молчаливом» согласии, когда из поведения человека следует, что он не против съемки и публикации своей фотографии, позирует фотографу. 

Стоить сказать пару слов о самом согласии. Оно может быть любым: письменным, устным, молчаливым. Имейте в виду, что письменное согласие более надежный вариант доказательства, чем устное. На молчаливое согласие тоже не стоит возлагать больших надежд. Но в ситуациях, когда объект съемки смотрит в кадр и не выражает явное недовольство происходящим, можно рискнуть и обойтись без письменного разрешения. Например, как в материале о лучшем вологодском подворье. Финалисты конкурса — супруги явно позируют перед камерой и не против съемки и возможной публикации их фото в газете.

Маяк № 32, 2017. Финалисты конкурса — супруги явно позируют перед камерой и не против съемки и возможной публикации их фото в газете











ЕСЛИ СНИМОК, СДЕЛАННЫЙ В ПУБЛИЧНОМ МЕСТЕ, в целом отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан, согласие тоже не требуется, как в случае с фотографией с парада в честь Дня Победы: 

За прогресс № 23-25, 2017



















  рек 9.gifИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Изображения детей обычно наводят на редакторов страх и ужас. Бытует мнение, что фотографии детей можно публиковать исключительно с согласия их родителей.  Это заблуждение.  Если изображение используется в целях защиты общественного интереса или фотография ребенка сделана в публичном месте и не крупным планом, то получать согласие родителей не нужно.  Фотографии с первого сентября, детских праздников, фестивалей, да и просто съемка детей в парке или на улице никоим образом не нарушают закон.

А ВОТ ЕСЛИ РЕБЕНОК СФОТОГРАФИРОВАН В ОБЩЕДОСТУПНОМ МЕСТЕ, НО КРУПНЫМ ПЛАНОМ, или съемка производилась в школе, детском саду, дома или в других не публичных местах (количество детей в этом случае не имеет значения), согласие нужно получить у родителей каждого ребенка. Утренник в детском саду или урок в школе — повод задуматься над получением согласия. И будьте внимательны: согласие руководителя детского учреждения на публикацию фото не является надлежащим.


ФОТО ИЗ СОЦСЕТЕЙ

И еще есть важное правило при поиске фотографий героев публикаций в социальных сетях. Размещение человеком своей фотографии в сети Интернет не приравнивается к его согласию на использование этой фотографии другими людьми. Поэтому, подбирая иллюстрацию в Facebook или ВКонтакте, помните о правилах использования изображений, о которых рассказывается в этой статье. 


Текст: старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова

Источник: Журналист


Горячая линия по медиаправу

Ежемесячно около 300 журналистов получают ответы на вопросы по информационному праву у нас.
Узнайте Как быть с персональными данными? и Как не получить иска по диффамации?