Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Можно ли применять слова «аннексия» и «оккупация» по отношению к присоединению Крыма к России?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Вопрос: Можно ли применять слова «аннексия» и «оккупация» по отношению к присоединению Крыма к России в 2014 году или теперь это может трактоваться как дискредитация армии?

Ответ юриста Центра защиты прав СМИ:

К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Практика по делам о дискредитации армии демонстрирует максимально широкое толкование и часто единственным доказательством наличия состава правонарушения по статье 20.3.3 КоАП РФ является позиция сотрудника полиции, который воспринял тот или иной текст, действие или предмет как демонстрирующий или направленный на дискредитацию армии. Независимые лингвистические экспертизы в рамках судебных дел, как правило, не проводятся, смысловое значение использованных слов и общая коннотация текста не изучаются.

Ранее слово «аннексия» рассматривалось в основном в контексте потенциального риска о привлечении к уголовной ответственности за сепаратизм (статья 280.1 УК РФ), но таких дел было немного. Просто употребления этого слова было недостаточно, чтобы человека привлекли к уголовной ответственности, должны были быть призывы к возврату земель (и тем самым к «нарушению территориальной целостности РФ»), прямые утверждения о незаконности присоединения территории Крыма к РФ. При этом согласно официальной позиции Крым вошел в состав России по итогам прошедшего там в 2014 году референдума. Применяя такой подход к текущей ситуации, можно предположить, что помимо оценки риска использования слов «аннексия» и «оккупация» следует оценивать общий контекст публикации, наличие в публикации фактов об использовании Вооруженных Сил, которые противоречат официальной позиции РФ, а также где и при каких обстоятельствах эти слова употребляются. Скажем, в случае использования этих слов на плакате в рамках акции протеста вероятность привлечения к ответственности за дискредитацию армии очень высока.

Также добавим, что случаи привлечения к ответственности медиа или граждан за публикации в соцсетях или в Телеграм-каналах исключительно за использование слов «оккупация» или «аннексия» с момента введения нормы о дискредитации армии нам неизвестны.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ