Европейский суд по правам человека 6 февраля опубликовал постановление по нескольким жалобам российских журналистов и медиа. В частности, по жалобам Романа Анина, Романа Баданина, Михаила Рубина, Марии Жолобовой, Тимофея Клабукова, «Кавказского узла» и The New Times, чьи интересы в ЕСПЧ представлял адвокат Центра защиты прав СМИ Тумас Мисакян.
1. Незаконные обыски у журналистов. ЕСПЧ признал незаконным обыски у Романа Анина, Романа Баданина, Михаила Рубина и Марии Жолобовой. Суд постановил, что во всех случаях Россия нарушила статью 10 Европейской конвенции о защите прав человека, которая устанавливает право на свободу выражения мнения.
Напомним, что обыск у Романа Анина прошел в апреле 2021 года в рамках уголовного дела о нарушении неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ). Дело было возбуждено еще в 2016 году из-за расследования «Секрет «Принцессы Ольги». Как руководитель «Роснефти» Игорь Сечин связан с одной из самых роскошных яхт в мире?», опубликованного в «Новой газете».
Роман Анин проходил по делу в качестве свидетеля. В результате обыска из его квартиры изъяли все гаджеты и бумажные блокноты.
При этом во время обжалования законности обыска выяснилось, что уголовное дело было возбуждено за несколько лет до этого и по нему была установлена прослушка телефонов и контроль электронных почт нескольких журналистов «Новой газеты».
А обыски в квартирах главреда издания «Проект» Романа Баданина, журналистки издания Марии Жолобовой, а также в квартире заместителя главреда Михаила Рубина и в квартире его родителей прошли в июне 2021 года. По официальной версии они были связаны с расследованием уголовного дела по клевете (128.1 УК РФ) на петербургского бизнесмена Илью Трабера.
Дело было возбуждено из-за фильма, который вышел в 2017 году на телеканале «Дождь». Позже стало известно, что журналисты проходят по делу в качестве свидетелей. При этом обыски прошли в день выхода расследования Марии Жолобовой о главе МВД РФ Владимире Колокольцеве.
Важно, что это одно из первых постановлений по обыскам у российских журналистов, в котором ЕСПЧ признал, что нарушена статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека, которая устанавливает право на свободу выражения мнения. Так как во время обысков под угрозой оказываются источники журналистов, сведения о которых могут быть на изъятых носителях информации.
Также ЕСПЧ признал незаконным обыск у ижевского журналиста Тимофея Клабукова и постановил, что Россия нарушила статью 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая закрепляет право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции человека.
В 2020 году неустановленный мужчина бросил бутылку с зажигательной смесью во входную дверь ижевской общественной приемной «Единой России». Допрошенный начальник отделения Центра по противодействию экстремизму МВД по республике Удмуртия, пояснил, что на видеозаписи с места происшествия, сделанной через несколько дней после случившегося, он увидел мужчину, снимавшего на камеру двери общественной приемной. В нем узнали Тимофея Клабукова, хотя мужчина на видеозаписи был одет во все черное, а лицо было закрыто маской.
В отношении журналиста возбудили уголовное дело по статье 213 УК РФ (хулиганство с применением предмета, используемого в качестве оружия) и провели дома обыск.
ЕСПЧ в качестве компенсации присудил Роману Баданину, Михаилу Рубину, Марии Жолобовой и Тимофею Клабукову по 7,5 тыс. евро.
2. «Кавказский узел». Европейский суд по правам человека вынес постановление по пяти жалобам «Кавказского узла» на санкции в отношении издания, инициированные Роскомнадзором. Суд признал, что во всех случаях Россия нарушила статью 10 Европейской конвенции о защите прав человека, которая устанавливает право на свободу выражения мнения.
Так, например, в 2018 году Роскомнадзор составил протоколы по ч.2 статьи 13.15 КоАП из-за отсутствия экстремистской пометки при упоминании общины Свидетелей Иеговы в Нагорном Карабахе. Редакция пыталась доказать, что община не имеет отношения к Управленческому центру Свидетелей Иеговы в России, который признан экстремистской организацией. Однако национальные суды оштрафовали издание на 40 тыс. рублей, а главного редактора Григория Шведова — на 4 тыс. рублей.
Кроме того, издание привлекали к ответственности за разглашение персональных данных в тексте о том, как в Чечне мачеха избила трехлетнего ребенка. Редакция пыталась доказать в российских судах, что информация была разглашена с согласия матери ребенка, однако безуспешно.
Также суды штрафовали «Кавказский узел» за нецензурную брань и другие «нарушения».
ЕСПЧ присудил в качестве компенсации «Кавказскому узлу» 12 тыс. евро, а главному редактору Григорию Шведову — 10 тыс. евро.
3. Евгения Альбац и The New Times. ЕСПЧ признал, что национальные суды незаконно оштрафовали The New Times и главного редактора Евгению Альбац, и постановил, что Россия нарушила статью 10 Европейской конвенции о защите прав человека, которая устанавливает право на свободу выражения мнения.
В 2022 году издание оштрафовали на 40 тыс. рублей, а главного редактора Евгению Альбац на 4 тыс. рублей. Причина — отсутствие пометки об экстремистской организации при упоминании Свидетелей Иеговы в заметке журналиста Сергея Смирнова, которая была опубликована на сайте The New Times. Несмотря на то, что после предупреждения Роскомнадзора текст был удален, издание все равно привлекли к административной ответственности.
ЕСПЧ присудил Евгении Альбац компенсацию в 7,5 тыс. евро.
Источник: Центр защиты прав СМИ
Фото: Djtm, CC BY-SA 3.0,