Во время визита в Воронеж редактор «Русского журнала», политический обозреватель Forbes, Slon.ru и Colta.ru Александр Морозов встретился и с местными журналистами. В Центре защиты прав СМИ обсудили проблемы федеральной и региональной аналитики. Так что же, пациент скорее жив, чем мертв?
В целом, по мнению Александра Морозова, картина такова: читать аналитику некому, да и писать тоже.
— В Чехии всего 10 миллионов жителей, а выходит три еженедельных аналитических журнала, — рассказывает Александр Морозов. — Все потому, что у чешской аудитории есть на это спрос. А если есть спрос, то есть и предложение.
Наверно, поэтому многие сейчас предпочитают читать авторов Economist, а не колумнистов российских изданий. За рубежом к традициям публицистики относятся, похоже, с куда большим уважением.
Если и говорить о существовании отечественной аналитической журналистики, то только об экономической. Хорошие, глубокие тексты могут предложить читателю «Ведомости», Forbes, Slon.ru. С политической аналитикой дела обстоят хуже, а предложить качественный анализ культурных событий могут очень мало изданий – Colta.ru и журнал «Театр».
Во-многом это действительно обусловлено нехваткой квалифицированных кадров. Аналитику необходимо хорошо, детально разбираться в том предмете, о котором он пишет. И далеко не каждое издание сейчас может себе позволить нанять настоящего профессионала. В это же время качество образования снижается, причем не только в сфере журналистики. Падает в том числе и уровень социологических исследований — а ведь это первичная база для многих аналитических текстов.
Александр Морозов отметил еще одну, более философскую проблему — средний класс в России перестал мыслить себя как субъект. Он считает, что России необходима миссия, которая была бы направлена на становление нового класса.
А что же происходит в регионах?
В Воронеже, например, с аналитикой в сфере культуры все в порядке. Пример тому — «Время культуры», разделы «Культура» в общественно-политических изданиях. Правда, иногда журналистам не хватает компетенции.
А вот с экономической и политической журналистикой в регионе «все очень плохо».
— А есть ли смысл что-либо публиковать, если материалы уходят как вода сквозь песок? — пожаловался Андрей Золотухин («Политгазета»). Выходит, аудитория не сформирована даже на уровне отдельно взятого региона.
Может, проблема в том, что у читателей просто нет времени глубоко вникать в проблему? Куда проще прочесть заголовки информагентств и иметь общее представление о том, что происходит.
Но, похоже, воронежские журналисты всерьез озабочены воспитанием своей аудитории. И самих себя. Для возрождения отечественных традиций в Воронеже была создана Гильдия аналитических журналистов. Она проводит образовательные семинары — на гранты от городской администрации. Но возможно ли сотрудничество с властью? Здесь мнения разошлись.
— С властью нужно сотрудничать, пусть даже нас далеко не все в ней устраивает, — убежден Андрей Золотухин. — Правда, куда продуктивнее было бы выделять государственные гранты не для отдельных изданий, а для решения конкретных проблем.
С ним не согласился Александр Морозов:
— Сотрудничать с властью не стоит, но и занимать позицию бескомпромиссной борьбы с ней нельзя.
Сложность вопроса он обусловил специфической политической ситуацией, сложившейся в регионах: «Например, в Белгороде сложился губернский тип власти, а при таком устройстве аналитической журналистики быть не может». Доступ к информации в таком случае минимален.
Однако даже в этом журналисты сумели увидеть «плюс». Недостаток информации лишь подстегивает к развитию журналистику расследовательскую.
А вот нужно ли это региональным читателям?
Источник: «7×7»