Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Призывы к участию в несогласованных акциях: как не попасть под блокировку

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

С 1 февраля 2014 года вступил в действие новый порядок досудебной блокировки информации, распространяемой в интернете. Это относится не только к СМИ, но и к любым интернет-ресурсам (включая страницы в социальных сетях, блогах). В связи с этим юридическая служба Центра защиты прав СМИ подготовила разъяснения и рекомендации для редакторов, журналистов, блогеров и модераторов Интернет-СМИ.

 

1. ЗА ЧТО МОГУТ ЗАБЛОКИРОВАТЬ? 

Заблокировать могут ресурс, на котором есть информация, которая содержит призывы к:

1)      массовым беспорядкам,

2)      осуществлению экстремистской деятельности,

3)      участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

 

2. ЧТО ТАКОЕ «ПРИЗЫВЫ К УЧАСТИЮ В МАССОВЫХ (ПУБЛИЧНЫХ) МЕРОПРИЯТИЯХ, ПРОВОДИМЫХ С НАРУШЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА»? РАЗБИРАЕМСЯ С ТЕРМИНАМИ  

Публичное мероприятие — это «открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики».

Обратите внимание, что сход граждан, по сути, является «собранием» с точки зрения закона о митингах, и его проведение будет считаться законным только после  уведомления и  согласования с местной администрацией. То есть, исходя из формулировки закона, есть риск, что публикация информации  о планируемом сходе граждан в каком-нибудь селе может быть расценена как призыв к участию в массовой акции, проводимой с нарушением установленного порядка, если к моменту публикации организаторами еще не получено согласование данного мероприятия с местной администрацией.

Важно понять, на что обращать внимание в тексте, чтобы понять идет ли речь о легитимном мероприятии, или «проводимом с нарушением установленного порядка».  Ознакомимся в ситуациями когда проведение такого массового мероприятия рассматривается как нарушение (административные правонарушения (ст. 20.2 КоАП РФ):

1)  Нарушение установленного порядка организации массовых акций — это организация собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований в нарушение установленного порядка, в частности в местах, в которых проведение публичного мероприятия запрещено законом.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

— территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

— путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

— территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

2) Нарушение установленного порядка их проведения организаторами данных акций.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если:

— уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если

— с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

 3) Нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий их участниками.

К таким нарушениям относятся:

а) несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.;

б) нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;

в) ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;

г) неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

д) нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

4) Составы правонарушений, выражающихся в организации либо проведении массовых акций, а равно в активном участии в них в непосредственной близости от территорий объектов, связанных с атомной энергией.

Такая акция будет нарушением, если есть признаки:

— это несанкционированное массовое мероприятие

— организация, проведение, а равно активное участие в массовой акции происходят в непосредственной близости от территории объекта, связанного с атомной энергией

— проведение массовой акции приводит к осложнению выполнения персоналом названных  объектов служебных обязанностей или создает угрозу безопасности населения и окружающей среды

— активное участие в такой акции.

Уголовное преступление (ст.  212 УК РФ) — организация и участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывчатых устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Информация о таких мероприятиях в тексте может составлять риск. 

Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено, определяется законом субъекта РФ с учетом требований федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

Таким образом, призывы к организации несанкционированных массовых (публичных) мероприятиях или участию в них, к нарушению общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия, неповиновению законным требованиям представителей власти, ношению участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам, а также иным действиям, перечисленным выше, должны рассматриваться как нарушение закона. Модераторам необходимо своевременно выявлять и удалять подобную информацию, во избежание блокирования всего ресурса.

Подробнее о других основаниях для досудебной блокировки и механизме блокировки можно узнать в статье «Правовые рекомендации для журналистов, блогеров и Интернет-СМИ в связи с новым порядком досудебной блокировки Интернет-ресурсов».

 

Чтобы не пропустить новые рекомендации в сфере медиаправа и анонсы бесплатных вебинаров, подписывайтесь на наши странички FacebookВКонтакте и канал Telegram — зрим в корень, пишем по делу, иногда шутим.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ