Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

«УВЕЛИЧИЛСЯ УРОВЕНЬ САМОЦЕНЗУРЫ»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Международная неправительственная организация «Комитет защиты журналистов» назвал 2016 год рекордным по числу арестов журналистов в мире. Как следует из проведенной Комитетом переписи, лидером по количеству заключенных сотрудников СМИ стала Турция, обогнав Китай. В исследовании говорится о показательных случаях ограничения свободы слова и в России. О тенденциях этого года в российской журналистике Rus2Web рассказала глава межрегионального «Центра защиты прав СМИ» Галина Арапова.

Мы предоставляем юридические консультации журналистам по всей стране и ведем их судебные дела. Могу рассказать то, что мы видим по своей работе. Мы в этом году провели примерно 4,5 тыс. консультаций за год (это каждый день — около 50). Наши юристы вели около сотни судебных расследований. К нам обращаются журналисты от Владивостока до Ростова-на-Дону, из большинства регионов: Центральная Россия, Северный Кавказ, Москва, Санкт-Петербург и т.д. Везде наблюдаются примерно одни и те же тенденции. В наиболее активных городах (Владивосток, Воронеж, Екатеринбург и т.д.) медийная жизнь бурлит, и, соответственно, и проблем возникает больше.

Количество претензий к журналистам увеличилось, изменился их характер. Стало больше нареканий со стороны контролирующих органов, в частности, Роскомнадзора. Очень много претензий, связанных с экстремизмом. Увеличилось количество приговоров по делам об экстремизме, по ст. 282 УК Многие такие дела вызывали удивление: как в принципе это можно было выносить в суд? Я, конечно, не беру случаи, когда есть основания для привлечения к ответственности, потому что там откровенный язык вражды. Нас беспокоят дела, когда привлекают к ответственности за высказанную критику, суждения, где нет оснований даже для гражданско-правового спора. Например, дело о сепаратизме Дарьи Полюдовой в Краснодаре, где предметом уголовного преследования со стороны ФСБ стали ее записи в соцсетях. Уголовные дела по экстремизму, дошедшие до суда, почти все заканчиваются обвинительным приговором, стопроцентная обвинительная практика.

В этом году также выросло количество приговоров по клевете. Много предписаний, предупреждений о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации — нарушении ст. 4 закона «О СМИ». Часто мы оцениваем претензии как необоснованные и выступаем на стороне журналистов, судимся по этому поводу с Роскомнадзором. В этом году стало довольно много исков к СМИ по защите чести и достоинства.

Показательны в этом году судебные процессы между Игорем Сечиным и федеральными средствами массовой информации относительно дачи в Барвихе, яхты. Очень настораживают размеры исков, то, что суды начинают выносить довольно жесткие решения по ним, в том числе, с уничтожением тиражей изданий (то, чего раньше не было). Это веяния этого года, новая тенденция, которая нас весьма настораживает. Фигура Сечина, видимо, сакральная для российских властей и судов. Судебная практика по этим делам очень опасна, потому что она потом будет применяться и в других делах, других регионах (и размеры компенсации, и уничтожение тиражей).

По моему ощущению, очень увеличился уровень самоцензуры: редакции, журналисты стали осторожнее. На это существенно влияет и количество государственных СМИ, которые весьма лояльны и осторожны в своих публикациях. Поэтому основной градус критики и общественной дискуссии «переполз» в интернет. Тут возникает масса претензий, связанных с распространением информации пользователями сети. Если журналисты что-то не могут опубликовать у себя в СМИ, они часто пишут это у себя в Фейсбуке. Наблюдается тенденция смещения фокуса общественной дискуссии из средств массовой информации в сетевые издания и социальные сети.

Происходит закручивание гаек. Новых резонансных законов, ограничивающих свободу слова в этом году не появилось, но стали активно применяться статьи, которые были введены раньше: о сепаратизме (280.1 УК), клевете (ст.128 УК), гражданские дела, связанные с неприкосновенностью частной жизни, правом на изображения, правом на забвение. Такие дела начались буквально в этом году, идет раскручивание этой судебной практики, как я понимаю, — не в пользу свободы слова.

Источник: «Rus2Web»