Галина Арапова комментирует возможную блокировку СМИ-«инагентов» из-за «распространения призывов бойкотировать президентские выборы».
«Известия» сообщили, что СМИ-«инагентов» могут временно заблокировать из-за «распространения призывов бойкотировать президентские выборы 18 марта». Позже председатель комиссии Совфеда по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Андрей Климов опроверг эту информацию. Однако журналисты медиапроекта СОЛЬ решили обсудить теоретическую возможность подобной блокировки с директором Центра защиты прав СМИ Галиной Араповой.
Галина Арапова — директор Центра защиты прав СМИ:
Это абсолютная политика. Ни малейшего правового основания для блокировки [СМИ-«инагентов»] нет. Призыв не участвовать в выборах и не голосовать не является нарушением закона. Конституция — не тот документ, чтобы можно было ссылаться на него, как на основание для блокировки. Да, он содержит какие-то концептуальные, принципиальные положения, конституционные права и обязанности. Но любая процедура прописывается в федеральном законодательстве. Основания для блокировки интернет-ресурсов прописаны в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — это призывы к массовым беспорядкам, призывы к осуществлению экстремистской деятельности и призывы к участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением законодательства. И относительно недавно вносилось изменение в закон о том, что блокировке могут быть подвергнуты сайты, где опубликованы материалы СМИ-«иностранных агентов» без указания на то, что они им принадлежат. Вот у нас четыре основания, одно из которых не вступило в законную силу. Ни одно из них не подпадает под ситуацию, когда призывают не участвовать в выборах.
Если [сайты СМИ] заблокируют — значит, надо обжаловать это в российском суде. Действия по блокировке будут осуществляться через Генеральную прокуратуру, если это будет внесудебная блокировка, — а я думаю, что она будет внесудебной, поскольку она самая быстрая. Блокировка по статье 15.3 закона «Об информации» возможна в течение получаса — генеральный прокурор выносит приказ, Роскомнадзор получает копию этого приказа и сразу выдает распоряжение провайдерам блокировать определенный ресурс. И только через сутки информируется о блокировке владелец доменного имени или владелец информационного ресурса.
Предполагается, что блокировать будут на два дня — на день тишины и на день выборов. Такой возможности закон не предусматривает. У нас, если блокировка осуществляется, то она действует до момента, пока не будут удалены материалы владельцем информационного ресурса, которые привели к блокировке, или пока он не обжалует в суде, и решение не вступит в законную силу. Возможность заблокировать на два дня и потом разблокировать, на мой взгляд, — это процедура, выдуманная под конкретную политическую задачу. С точки зрения права это абсурд. Если ресурсы заблокируют, то вероятность того, что их разблокируют через два дня, практически нулевая.
Закон «Об основных гарантиях избирательных прав», закон «О выборах президента РФ» и закон «О средствах массовой информации» — вот три закона, которые регулируют распространение информации, которая относится к предвыборной агитации и к информированию граждан в период избирательной кампании. И там есть четкие основания для ситуаций, когда редакции могут быть наказаны. Надо отметить, что суды довольно произвольно применяют эти нормы. Зачастую критические статьи, которые пишут журналисты, признаются незаконной предвыборной агитацией и редакции штрафуются.
Избирательное законодательство уже больше десяти лет изменено не в пользу журналистов. Раньше журналисты могли как-то освещать выборы — могли высказываться по поводу кандидатов, сравнивать их избирательные программы. В середине 2000-х внесли изменения в закон «Об основных гарантиях избирательных прав», где журналистов отнесли к категории граждан, которые не имеют права публиковать предвыборную агитацию, невероятно расширили перечень тем, которые относятся к агитации, и фактически свели к нулю взаимодействие журналистов с кандидатами.
Редакции стали «доской объявлений» — они не могут публиковать ничего по собственной инициативе, кроме того, что называется сейчас «информированием» — без аналитики. Как только журналисты предпринимают попытки анализа, аналитики и, не дай бог, критики, такие материалы признаются агитацией. А все агитационные материалы по закону должны быть размещены только кандидатами и оплачены из их избирательного фонда. Журналисты практически публикуют то, что приносят им из штаба того или иного кандидата, сами они не могут высказаться до тех пор, пока выборы не закончатся. По сути дела, средства массовой информации перестали независимо освещать выборы так, как это должно быть в нормально обществе. Но это все не влечет блокировку, это только штрафы. Даже если редакция в период избирательной кампании будет оштрафована дважды, в законе есть статья, которая устанавливает возможность при повторном нарушении избирательного законодательства через суд приостановить деятельность по выпуску СМИ до конца избирательной кампании. Но конец избирательной кампании — это не день выборов, это месяца через три после. Причем могут приостановить деятельность только тех СМИ, которые зарегистрированы в РФ по закону «О СМИ». Этот закон не будет распространяться на зарубежные средства массовой информации.
Источник: «СОЛЬ»