Они намерены через ООН выяснить, почему на них оказывается давление.
Российские журналисты составили доклад для Комитета против пыток ООН с примерами давления на сотрудников СМИ в связи с профессиональной деятельностью. Среди авторов — корреспондент “Ъ”, подготовивший статьи о задержаниях и избиениях журналистов на митингах 26 марта 2017 года. На основе этого и других докладов от российских неправительственных организаций представители ООН составят вопросы, которые зададут российской делегации в ходе 64-й сессии на рассмотрении официального доклада нашей страны о выполнении Конвенции против пыток.
В докладе, который, как ожидается, будет направлен в ООН 21 июня, перечислены случаи давления на журналистов в России за период с 2012 по 2018 год. Самым громким инцидентом стало нападение на автобус с сотрудниками СМИ в Ингушетии, совершенное 9 марта 2016 года. Неизвестные остановили автобус правозащитной организации «Комитет против пыток», в котором находились восемь сотрудников СМИ, в том числе корреспонденты норвежской газеты Ny Tid Ойстен Виндстад и «Шведского радио» Мария Перссон-Лефгрен, а также журналист “Ъ” Антон Прусаков. Нападавшие избили пассажиров, а автобус сожгли. Личные вещи и аппаратура журналистов пропали. Президент РФ Владимир Путин поручил МВД выяснить обстоятельства происшествия, но виновные до сих пор не найдены. Авторы доклада подчеркнули, что дела о нападении на журналистов обычно не доходят до суда. Нет результатов расследования гибели скончавшегося в апреле 2017 года после нападения соучредителя газеты «Новый Петербург» Николая Андрущенко и расстрелянного через месяц главного редактора общественно-политической газеты «Тон-М» в Красноярском крае Дмитрия Попкова. Ряд журналистов стали фигурантами уголовных дел: обвинения напрямую не связаны с профессиональной деятельностью, но в редакциях говорят об обратном. Например, журналист «Кавказского узла», сообщавший о нарушении прав жителей Чечни, Жалауди Гериев в 2016 году был обвинен в хранении 160 грамм конопли. Он утверждал, что его вывезли в лес, избили и заставили подписать признание, от которого он потом отказался.
Сотрудники СМИ также получают травмы и оказываются в автозаках в ходе несогласованных публичных мероприятий. Например, на митинге сторонников Алексея Навального 26 марта 2017 года, проходившем в нескольких российских городах, в ряде случаев без санкции властей сотрудники правоохранительных органов, по подсчетам “Ъ”, помешали работе 17 сотрудников СМИ (см. “Ъ” за 6 апреля 2017 года). В их числе журналист карельского онлайн-издания «Черника» Алексей Владимиров, которого ударил полицейский. А журналист Софико Арифджанова была задержана и оштрафована за участие в несогласованной акции протеста. После митинга вопросы к МВД направил Союз журналистов России. В Санкт-Петербурге в прокуратуру написали 70 представителей СМИ, а местный Союз журналистов обратился в МВД. «Прокуратура спустила наше письмо в полицию, и все заглохло. А по линии Союза журналистов была проведена встреча пострадавших и представителей МВД, где было заявлено, что все хорошо и журналисты сами виноваты»,— ранее сообщила “Ъ” сотрудник издания «Деловой Петербург» Ирина Панкратова. На акции протеста 5 мая 2018 года вновь были задержаны 18 журналистов, представители шести СМИ были избиты.
«У нас есть договоренность с МВД о том, что будет налажено прямое сообщение, чтобы журналистов не арестовывали (на акциях протеста.— “Ъ”),— заявил 14 июня этого года председатель СЖР Владимир Соловьев на медиафоруме в Воронеже.— Такое, к сожалению, бывает часто». «Согласно статистике Фонда защиты гласности, ежегодно фиксируются десятки случаев нападений на журналистов, а число их задержаний на акциях протеста растет последние пять лет,— пояснила “Ъ” директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.— Журналисты готовятся к митингам как на войну. Но пресс-карты не спасают от автозаков». Она отмечает, что юристам сложно обжаловать задержания журналистов на митингах, так как протоколы обычно не составляются.
Сведения, указанные в докладе, Комитет против пыток ООН использует для составления вопросов к представителям России в ходе рассмотрения официального доклада нашей страны о выполнении Конвенции против пыток и других бесчеловечных видов обращения и наказания. Сессия комитета пройдет с 23 июля по 10 августа этого года. В составе российской делегации будут по одному представителю от МВД, Минюста, СКР, Генпрокуратуры, ФСИН, МИДа и других ведомств России. Напомним, государства, ратифицировавшие конвенцию, раз в четыре года представляют доклад, а члены комитета составляют свое мнение, изучая альтернативные доклады НКО и прессу, чтобы затем поставить вопросы перед делегацией страны. Россия предоставила свой доклад в 2016 году.
Источник: Коммерсантъ