Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Центр защиты прав СМИ предложит СПЧ решение правовых проблем российских журналистов

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Директор Центра Галина Арапова выступила на выездном заседании СПЧ при Президенте РФ в Воронеже

Директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова приняла участие в выездном заседании Совета по правам человека при Президенте России, которое состоялось 27 июля в Воронеже. По итогам заседания Центр подготовит краткое изложение и обоснование проблем, которые препятствуют распространению общественно значимой информации и могут быть решены, в том числе, и с помощью Совета по правам человека.

Во время заседания Галина Арапова обратила внимание членов СПЧ лишь на некоторые актуальные проблемы, с которыми сейчас сталкиваются журналисты и редакции СМИ, а именно: распространение информации о детях-жертвах, доступ журналистов в здания судов, а также неэффективное расследование угроз в адрес журналистов и насилия над ними.

«В российском законодательстве имеются определенные сложные моменты, связанные с некачественным в последние годы нормотворчеством и с коллизией законодательных актов. Речь идет о проблемах, которые затрагивают и другие права человека», — сказала Галина Арапова.

Представляем краткое изложение выступления директора Центра защиты прав СМИ.

Распространение информации о детях-жертвах преступлений

Относительно недавно были внесены изменения в закон о «СМИ», сильно затруднившие распространение информации о детях, которые стали жертвами преступлений или потерялись. Пропавшие дети через несколько дней могут быть найдены со следами насилия, или еще хуже убитыми. Проблема в том, что распространение информации о таких детях сильно затруднено ограничениями, установленными статьей 4 закона «О СМИ». Сейчас и журналисты, и гражданское общество, и обычные пользователи интернета фактически находятся в ситуации, когда при распространении информации о пропавших детях (их персональных данных) имеется риск блокировки сайта уже через несколько дней после того, как ребенок был найден. В связи с этим в затруднительном положении находятся и поисковые организации, и журналисты, последние стараются избегать подобных тем. А этого допускать нельзя, так как в ситуации, когда ребенок потерялся, распространение информации крайне необходимо. Кроме того, из-за сложного правового регулирования редакции рискуют, публикуя информацию о случаях, когда дети стали жертвами собственных родителей.

Я надеюсь, что с помощью Совета по правам человека мы сможем добиться изменений в законодательстве в этой части: если ребенок потерялся, то требуется быстрый и эффективный поиск, и все гражданское общество, включая журналистов, должно участвовать в этом, не боясь быть наказанным. Кроме того, штраф в 1 млн рублей – это достаточно существенно для любого издания, не говоря уже о блокировке сайта.

Доступ журналистов к информации во время судебных заседаний

Вторая проблема состоит в ограничении доступа к информации в судах, в частности, зачастую запрещаются фото- и видеосъемка около судов и внутри помещений судов (например, в коридорах). Проблема в том, что подобные ограничения регулируются подзаконными и нормативными актами, в частности, положениями о поведении в помещении судов. Эти нормативные акты принимаются внутри судебной системы, они единообразные во всей стране, и приводят к тому, что журналисты ограничены в своей возможности зачастую даже проходить в здание суда. Это происходит даже несмотря на то, что федеральное законодательство прямо говорит о том, что суды — это общедоступные помещения и общественное место. Гласность судопроизводства требует обеспечения реальной возможности и для обычных граждан, и для журналистов присутствовать на открытых судебных заседаниях.

Это вопросы, которые, на мой взгляд, вполне реально решить. Но это — серьезные проблемы, связанные с реализацией прав человека, и они затрагивают одновременно и гражданское общество, и журналистов, которые обеспечивают общество информацией.

Угрозы/нападение/насилие над журналистами

Случаи возбуждения уголовных дел по факту угроз журналистам – это редкое исключение, а не правило. Самое ужасное, когда угроза выливается в реальное нападение или даже убийство журналиста.

Это типичная проблема, которая за многие годы не была решена: статья 44 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста») не применяется, уголовные дела по фактам угроз или нападения на журналистов зачастую не возбуждаются. И как бы яростно журналистское и правозащитное сообщество ни боролось с этой проблемой, к сожалению, ситуация не меняется.


Источник: Центр защиты прав СМИ

Еще по теме:

В Воронеже предложили изменить закон ради поиска пропавших детей — ИА REGNUM