Софья Русова побеседовала с директором, ведущим юристом Центра защиты прав СМИ Галиной Араповой о том, чего ждать СМИ в ближайшие дни в период «самоизоляции» в условиях пандемии.
Роскомнадзор заявил, что будет круглосуточно мониторить ситуацию с распространением информации о коронавирусе. Есть ли случаи блокировок изданий из-за недостоверной информации?
Таких случаев много. Помимо сайтов, которые зарегистрированы как средства массовой информации, блокируют публикации в социальных сетях, обращаются к владельцам аккаунтов с требованием удалить информацию. Сейчас, думаю, они активно будут следить за распространением информации о коронавирусе.
Будет ли ограничена работа журналиста во время карантина?
Я думаю, что его скоро введут во всех регионах. Пока сложно представить, каким образом они пропишут это в документах, вводящих карантинные меры. Мы будем готовы дать свою оценку происходящему после опубликования всех правоустанавливающих документов. Важно, что будет написано в них. Основные права граждан могут быть ограничены только в случае введения чрезвычайного положения на территории страны, но его пока не ввели. Думаю, с введением ЧП пока медлят, так как это требует очень серьезных организационных мер, ну и, конечно, это ударит по экономике.
Что может измениться после введения ЧП?
Введение чрезвычайного положения дало бы правовые основания для этих ограничений, в том числе и на запрет выхода на улицу. Если введут что-то наподобие чрезвычайного положения, когда будет полный запрет с выходом на улицу, тогда пределы возможной работы журналиста будут зависеть от того, будут ли отдельно оговорены условия для работы определенных служб и сфер деятельности, прессы в частности. Отнесут ли, например, они СМИ к тем сферам деятельности, которые необходимы для поддержания функционирования государства в этот период? Пока тут больше вопросов, чем ответов.
Стоит ли готовиться журналистам к тому, что в традиционном режиме они работать уже не будут как минимум на период пандемии?
Я думаю, что скорее всего сократится или будет прекращён на это время выпуск печатных СМИ, поскольку это завязано на распространении печатной продукции, что может представлять дополнительную угрозу распространения вируса. Но это логично — кто сейчас будет покупать бумажную версию? Даже с доставкой еды это дополнительный риск получения инфекции. Журналисты уйдут в онлайн, но тут возникает вопрос: как получать информацию? Распространять можно онлайн, что и сейчас делается довольно успешно. Но не любую информацию можно собрать, сидя дома. И в этом явно будут провалы с коммуникацией — сложности с проверкой информации, иллюстрациями, что делать редакциям, у которых тоже есть визуальный контент, но они не крупная государственная компания?
Появилась информация, что представителям крупных СМИ готовятся выдавать спецпропуска, по которым они смогут выходить из дома.
Пока есть указ президента от 25 марта, который дает право редакциям самим определить, сколько человек будет работать на период «нерабочей» недели. А дальше все будет основано на том, что будет написано в регламентирующих документах.
Нет ли здесь риска, что выдавать спецпропуска будут выборочно, например более лояльным к власти СМИ?
Пока об этом говорить рано. Я бы не хотела опережать ход событий. Посмотрим, как все будет организовано. Ничего исключать нельзя, поэтому мы остаёмся с журналистами на связи и будем реагировать в случае нарушения их прав. Это будет понятно, когда начнется процедура выдачи этих спецпропусков.
Мы впервые переживаем такую ситуацию и вполне возможно, что будут устанавливаться какие-то новые правила. Нужно будет следить за тем, как эти правила сбалансированы с точки зрения введения карантина и вводящихся ограничений.
У нас люди преимущественно читают СМИ или соцсети, они не идут на сайт правительства, чтобы найти там нужную информацию о последних событиях в жизни страны или города. Поэтому конечно журналисты должны оставаться с обществом на связи. Они обеспечивают эту коммуникацию между обществом и государством, оперативно информируют о том, что происходит. Но скорее всего у журналистов не будет такого карт-бланша на перемещение, как у полиции. Конечно, работа СМИ невероятно важна и она не должна пострадать при введении карантинных мер, разнообразие информации и мнений должны быть обеспечены, права журналистов должны быть соблюдены в интересах информирования общества. Но как это будет урегулировано — мы пока не знаем. Возможно, никаких ограничений не будет введено, как, например, при введении карантина не были ограничены права журналистов в Чехии, Италии.
Вы считаете введение штрафов для тех, кто нарушил карантин и самоизоляцию эффективной мерой?
Штраф опять ударит по карману человека, у которого и так проблемы с деньгами. Сделайте так, чтобы он не выходил. Контролируйте его невыход как-то по другому. Нужна взаимопомощь и разъяснение среди населения, а штрафы усугубят ощущение кризиса в обществе, который и так не минуем.
Источник: Профсоюз журналистов и работников СМИ