Интересы заявителей в Европейском суде по правам человека представляет директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу издания The New Times и его главного редактора Евгении Альбац. Она касается штрафа в 22 млн рублей, который был наложен на редакцию за непредоставление Роскомнадзору в срок информации об иностранном финансировании.
Одновременно с жалобой The New Times была коммуницирована и недавно поданная жалоба “Радио Свобода” и директора Русской службы Андрея Шарого. Жалоба была направлена в ЕСПЧ после многомиллионных штрафов из-за отсутствия пометок о внесении в реестр СМИ-иноагентов (на момент ее подачи жалобы сумма штрафов составляла 64 млн рублей).
Обе жалобы Европейский суд объединил в одно дело. Это первое дело, которое поднимает вопрос применения законодательства об иностранных агентах к редакциям СМИ и их руководителям.
“Оба дела показывают беспрецедентные для России по своим размерам штрафы для редакций СМИ и журналистов назначенные за нарушения бюрократических требований законодательства, способные разорить редакцию любого СМИ, — говорит Галина Арапова. — Кроме этого, они поднимают важную проблему дискриминации редакций СМИ из-за иностранного финансирования”.
Кроме того, ЕСПЧ дал объединенному делу приоритет, что бывает довольно редко, а по российским делам о свободе слове, пожалуй, впервые. Галина Арапова прогнозирует вынесение решения уже в следующем году.
“В своей жалобе по делу The New Times мы ставили еще один важный вопрос, — рассказывает юрист. — о фактической подмене целей. То есть, редакция наказывается как бы за формальное несоблюдение требований. Но на самом деле мы видим, что это наказание — гильотина для редакций, его главная цель — уничтожить СМИ огромными штрафами, выдавить его из российского информационного поля”.
Позицию России в этом объединенном деле будет представлять Генеральная прокуратура РФ (теперь полномочия по представлению позиции нашего государства в ЕСПЧ перешли к этому ведомству). Европейский суд дал Генпрокуратуре срок для ознакомления с фактами двух дел и представлению своей правовой позиции до 2 октября 2021 года.
Напомним, что The New Times был оштрафован в 2018 году после того, как прокуратура провела проверку по запросу депутата Госдумы от “Справедливой России” Николая Рыжака. Сначала ведомство направило редакции представление об устранении нарушения. В нем сообщалось, что The New Times не представило в Роскомнадзор сведения о полученных 24,5 млн рублей. Эти деньги изданию перечислил Фонд поддержки прессы, который внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
В тот же день, когда пришло представление прокуратуры, редакция направила данные в Роскомнадзор, то есть устранила нарушение. Несмотря на это Тверская межрайонная прокуратура Москвы решила возбудить административное дело. Редакция настаивала на том, что срок привлечения к ответственности по этому правонарушению уже истек. Прокуратура согласилась с этим аргументом. Однако уже через несколько месяцев производство все-таки было возбуждено.
Изначально мировой суд, который рассматривал дело, вернул его обратно в прокуратуру, решив, что срок давности по нему истек. Ведомство не согласилось с таким решением и подало прокурорский протест. Он рассматривался в Тверском районном суде в октябре 2018 года, по результатам дело было возвращено в мировой суд, так как судья неожиданно для всех решил, что дата совершения правонарушения — день, когда оно было обнаружено прокуратурой. В итоге редакция издания была признана виновной в совершении правонарушения. Более того, судья взыскал с нее рекордный для административных дел штраф в отношении СМИ – 22,25 млн рублей. Главный редактор The New Times Евгения Альбац была оштрафована как должностное лицо еще на 30 тыс. рублей.
Отменить это решение в вышестоящих судах, включая Верховный суд, изданию не удалось. Деньги на оплату огромного штрафа СМИ удалось собрать только с помощью краудфандинга.
Источник: Центр защиты прав СМИ