Роскомнадзор (РКН) намерен привлечь «Эхо Москвы» к административной ответственности за «распространение программы» об украинской культуре «Що там у них», которая выходит с 2017 года. СМИ грозит штраф за то, что в свидетельстве о регистрации украинский не указан в качестве языка вещания. Главный редактор Алексей Венедиктов связывает давление регулятора с ситуацией вокруг ДНР и ЛНР. У РКН «не вызывает вопросов» передача «Эха» на татарском языке, отмечает он, обещая обжаловать протокол в суде. Глава Центра защиты прав СМИ Галина Арапова (и центр, и госпожа Арапова внесены в реестры иноагентов) указывает, что СМИ с высокой долей вероятности проиграет суд.
Фрагмент протокола Роскомнадзора в отношении ЗАО «Эхо Москвы» в распоряжение “Ъ” предоставил главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов. В документе среди прочего указано, что регулятор «провел анализ» трех эфиров программы «Що там у них» в декабре 2021 года, январе и феврале 2022 года и «выявил распространение программы на украинском языке». Так как в свидетельстве о регистрации СМИ украинский язык не указан, выход передачи на любом языке, кроме русского, нарушает закон «О СМИ» (ст. 11 «Внесение изменений в запись о регистрации СМИ»), говорится в протоколе. Сообщается, что регулятор намерен привлечь «Эхо Москвы» к ответственности за «нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ» (ч. 1 ст. 13.21 КоАП, максимальный штраф для юрлиц — 30 тыс. руб.). «Будем оспаривать в суде — это передача об украинском языке и украинской культуре»,— написал в среду Алексей Венедиктов.
Запуск программы «Що там у них» в эфире «Эха Москвы» состоялся в 2017 году под названием «А що там у хохлов». Сейчас программа выходит в эфир по воскресеньям, на сайте радиостанции она анонсирована как «культурно-познавательная передача на русском языке — об украинском языке, культуре и жизни украинского народа». Ведущие программы — Матвей Ганапольский, Лиза Аникина и Маргарита Ставнийчук — говорят в эфире на двух языках, обсуждая культурные явления и общественную жизнь Украины. По словам Алексея Венедиктова, аудитория четверти часа «Що там у них» только в Москве составляет около 120 тыс. человек.
Административное дело на «Эхо Москвы», согласно протоколу Роскомнадзора, заведено «в связи с обращением Д. С. Шепельского». Издание «Медиазона» (внесено в реестр иноагентов) предполагает, что заявителем мог стать глава самарского штаба Национально-освободительного движения (НОД) Денис Шепельский. Он не ответил на сообщения “Ъ”. На запрос редакции об ожидаемых санкциях в отношении «Эха Москвы» в РКН также не ответили.
Алексей Венедиктов связывает появление протокола в отношении «Эха» с ситуацией вокруг Украины.
«Да, связываю, потому что у нас есть еще подобная небольшая ежедневная программа о татарском языке и культуре («Говорим по-татарски» выходит по будням с 2018 года.— “Ъ”), а также часто в ночных эфирах идут песни на иностранных языках — это не вызывает вопросов. Поэтому и связываю»,— сказал он “Ъ” в среду.
Регулятор формально прав, указывает директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова: «У «Эха», конечно, нет в свидетельстве украинского языка, поэтому любой контент на украинском будет считаться нарушением порядка выпуска продукции СМИ. Должен быть перевод на русский, если кто-то в эфире говорит на украинском (или любом другом языке.— “Ъ”)». Госпожа Арапова приводит в пример штраф в 20 тыс. руб. изданию «7×7» в 2019 году за публикацию трех материалов блогера Николая Удоратина на коми языке. Кроме того, РКН нередко интересуется научными журналами, где статьи публикуются с аннотацией на английском языке, считая такие аннотации нарушением закона «О СМИ», указывает эксперт.
Такую практику “Ъ” подтвердил заместитель главного редактора публикующего научные труды журнала «ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия» Алексей Шульгин. В прошлом году РКН требовал перерегистрации журнала как раз из-за отсутствия в регистрации СМИ указания на английский язык — аннотации на нем к русскоязычным научным публикациям занимают до 15% объема журнала. «Суд вынес решение о предупреждении, хотя судья и была явно удивлена требованием регулятора к научному изданию»,— пояснил господин Шульгин.
Отметим, согласно статистике Судебного департамента РФ, только в первой половине прошлого года российские суды рассмотрели 993 дела по ст. 13.21 КоАП в целом (262 — в отношении юрлиц и 319 — в отношении должностных лиц); административный штраф назначался в 516 случаях. За весь 2020 год статистика по ст. 13.21 КоАП следующая: 1644 дела были рассмотрены в суде (345 — в отношении юрлиц, 525 — в отношении должностных лиц), административные штрафы назначены судами в 848 случаях.
Источник: Мария Старикова, Коммерсантъ
Фото: pixabay.com