Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Что теперь нельзя писать о Вооруженных Силах РФ и работе госорганов за рубежом?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

В марте 2022 года в Кодексе об административных правонарушения и в Уголовном кодексе РФ появились сразу несколько новых статей. Они предусматривают наказание за распространение фейк-ньюс о действиях Вооруженных Сил России, дискредитацию их использования и призывы к введению санкций. Вместе с юристом Центра защиты прав СМИ объясняем законодательные новеллы.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий»

2. «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях»

3. Призывы к введению санкций

4. Часто задаваемые вопросы

 

ОБНОВЛЕНИЕ

5 апреля вступили в силу новые редакции статей 207.3 УК РФ и 280.3 УК РФ, а также статьи 20.3.3 КоАП. В новой версии ответственность наступает не только за фейк-ньюс о действиях Вооруженных сил РФ и дискредитацию их использования, но и за аналогичные сведения о работе госорганов за рубежом. Мы обновили эти рекомендации, актуализировав названия статей. Подробнее читайте в тексте «Госдума ввела ответственность за фейки и дискредитацию органов власти, действующих за рубежом. Разъяснения юристов».

 

1. НОВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий»

СТАТЬЯ: 207.3 УК РФ

Новая статья Уголовного кодекса содержит три части:

1. Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации,  а равно содержащей данные об исполнении госорганами  РФ за пределами территории России в указанных целях.

Наказание: от штрафа в 700 тыс. рублей до лишения свободы на три года

2. То же деяние, но с каким-то из квалифицирующих признаков:

— совершенное с использование служебного положения,

— совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— с искусственным созданием доказательств обвинения;

— совершенное из корыстных побуждений;

— совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Наказание: от штрафа в 3 млн рублей до лишения свободы на срок до 10 лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет).

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия.

Наказание: Лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:

Писать о военной операции России на территории Украины станет еще опасней. Уже сейчас Роскомнадзор с легкостью блокирует СМИ, которые якобы распространяли фейки: называли военную операцию войной или сообщали неофициальные данные о количестве погибших мирных жителей. После вступления поправок в силу за подобные материалы будет грозить огромный тюремный срок.

Кроме того, помните, что никто не отменял и статьи 207.1 и 207.2 Уголовного кодекса, по которым наказывают за распространение недостоверной общественно значимой информации. Осудит по ним можно не только за «антивоенные фейки», но и, например, за публикации информации о падении курса рубля, грозящем дефолте и т.д.

Подробнее об ответственности за фейк-ньюс смотрите в нашем видео.

 

2. НОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях»

СТАТЬИ: 20.3.3 КоАП, 280.3 УК РФ

Новая статья 20.3.3 КоАП содержит две части:

1. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения госорганами РФ своих полномочий за пределами России, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Наказание: штрафы для граждан от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, для юрлиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

2. Те же действия, сопровождающиеся, например, призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий.

Наказание: штрафы граждан — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, для должностных лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей, для юрлиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей.

В статье 280.3 УК РФ тоже две части. Первая полностью дублирует часть 1 ст. 20.3.3 КоАП и также устанавливает ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ, том числе за публичные призывы к воспрепятствованию использованию Вооруженных Сил РФ, а также за дискредитацию исполнения госорганами РФ своих полномочий за пределами РФ. Наказание — от штрафа в 100 тыс. рублей до лишения свободы на срок до трех лет лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок). При этом привлечь к уголовной ответственности по этой части могут только человека, которого в течение года уже штрафовали по аналогичной административной статье.

Вторая часть статьи 280.3 УК РФ — более суровая. Она устанавливает ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ (и исполнение госорганами своих полномочий), которые повлекли смерть по неосторожности, причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка, общественной безопасности или создали помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи. Наказание за это сразу — от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на пять лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок).

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА: 

Из нормы не совсем понятно, что будут считать дискредитацией Вооруженных Сил РФ, поэтому она может иметь максимально широкое толкование, и подтянуть под нее можно будет фактически любое несогласие с действиями ВС.

Отдельно нужно обратить внимание, что по сути усиливается ответственность за призывы к митингам. Если за призывы к обычным митингам штрафуют по статье 20.2 КоАП, то за призывы к митингам против специальной военной операции России на территории Украины, будут штрафовать уже по новой статье и штраф уже намного больше.

ОБНОВЛЕНИЕ

В апреле 2022 года совместно с организацией «Общественный вердикт» мы подготовили краткий обзор судебной практики за первый месяц наказания за «дискредитацию Вооруженных Сил РФ». Мы проанализировали 180 судебных решений по статье 20.3.3. КоАП РФ, чтобы понять, как она применяется на практике. Читайте главные выводы в публикации «Что считают дискредитацией российские суды?».

 

3. НОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ:  Призывы к введению санкций

СТАТЬИ: 20.3.4 КоАП РФ, 284.2 УК РФ

Новые статьи в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе вводят наказание за призывы к введению политических или экономических санкций.

Статья 20.3.4 КоАП содержит только одну часть. Согласно ей призывы к введению иностранными государствами, объединениями, союзами и т.д. ограничительных мер в отношении России, граждан РФ или российских юридических лиц будут наказываться штрафами:

— для граждан: от 30 тыс. до 50 тыс. рублей,

— для должностных лиц: от 100 тыс. до 200 тыс. рублей,

— для юрлиц: от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

В случае повторного нарушения в течение года человеку будет грозить уже уголовная ответственность по статье 284.2 УК РФ. Она предусматривает наказание от максимального штрафа в 500 тыс. рублей до лишения на срок до трех лет.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:

Призыв всегда формулируется в форме побудительного предложения. Но к сожалению, велика вероятность, что привлекать к ответственности будут не только за прямые призывы, но и, например, за положительную оценку каких-то ограничений.

При этом неважно, были ли в результате призыва совершены какие-либо действия, ответственность, вероятно, будет наступать уже за сам факт публикации , например, текста или видео с призывом.

 

4. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

→ Новые законы касаются только зарегистрированных СМИ и журналистов, или и постов в социальных сетях?

Новые нормы касаются всех граждан, вне зависимости от того, являются ли они журналистами, работают в зарегистрированном СМИ или просто распространяют информацию в социальных сетях или в блогах.

Возбудить административное производство или уголовное дело могут за информацию, распространенную в любом месте и в любом виде. Например, за листовку, объявление на двери подъезда, пост на странице отдельного человека или на официальной странице СМИ в соцсети, за материал в печатном издании, на радио или на телевидении. на ролик на YouTube-канале, пост в Telegram и т.д.

 

→ Могут ли привлечь к ответственности по новым статьям за материалы, опубликованные до вступления закона в силу?

Если говорить об административной ответственности по статьям 20.3. 3 и 20.3.4 КоАП РФ, то это зависит от того, будут ли правоприменители считать эти правонарушения длящимися или нет. То есть какую дату будут считать датой совершения правонарушения.

Здесь есть два варианта. Первый — если датой совершения правонарушения будет считаться дата публикации. Закон не может иметь обратную силу, поэтому в этом случае новые нормы к старым публикациями применяться не будут.

Второй вариант — если датой совершения правонарушения будет считаться дата фиксации правонарушения, то есть тот момент, когда правоприменители увидели пост или другую публикацию, содержащую запрещенную информацию. В этом случае привлекать к ответственности по новым статьям КоАП смогут.

Вполне возможно, что будет работать именно второй вариант, при котором правонарушение будет считаться длящимся и привлекать к ответственности смогут и за публикации, которые были сделаны до вступления закона в силу. Такой принцип в России уже применяется, когда речь идет о распространении материалов организаций, признанных нежелательными, или о распространении материалов Фонда борьбы с коррупцией, признанного экстремистской организацией.

Что касается статей 207.3, 280.3 и 284.2 УК РФ, то привлекать к ответственности по ним за публикации, которые появились до начала действия закона, вряд ли смогут. Такой вывод можно сделать из статьи 10 УК РФ, в которой четко говорится, что обратную силу имеет только закон, который отменяет или смягчает уголовное наказание. А вот закон, который устанавливает или усиливает наказание, обратной силы иметь не может. Кроме того, Верховный суд неоднократно указывал, что, например, по уголовным статьям о фейках (ст. 207.1 и 207.2 УК РФ), которые существуют уже несколько лет, человека нельзя привлечь к ответственности за распространение заведомо ложной информации, совершенное до появления этих норм в Уголовном кодексе.

 

→ Почему за слово «война» могут привлечь к ответственности?

Практика показывает, что за использование слово «война» относительно специальной военной операции на территории Украины могут привлечь к ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ (статья 207.3 УК РФ) и за дискредитацию их использования (статья 20.3.3 КоАП РФ и статья 280.3 УК РФ).

Состояние войны — понятие, которое закреплено в статье 18 Закона «Об обороне». Согласно ей состояние войны объявляется в случае вооруженного нападения на Россию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ. Кроме того, состояние войны объявляется соответствующим федеральным законом.

Этот порядок сейчас не был соблюден, состояние войны не было объявлено соответствующими документами, а действия Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины в официальных источниках называются «специальной военной операцией». Отличаются и юридические последствия между «состоянием войны» и иных действий, связанных с применением военной техники.

Этот вопрос уже разъясняется в решениях судов. Так, Ленинский районный суд Перми, который вынес одно из первых решений по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ («Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации…»), в своем решении указывал, что война отличается от специальной военной операции своими целями.

В документе говорится, что целями войны является уничтожение государства, народа, отторжение части территории государства, в то время, как цели проводимой специальной операции — «защита людей Донецкой и Луганской народных республик, подвергающихся на протяжении восьми лет геноциду со стороны киевского режима; демилитаризация и денацификация республики Украина; защита интересов Российской Федерации и её граждан; поддержание международного мира и безопасности». Также суд, при помощи толковых словарей сравнил эти понятия по смыслу.

«Война»- это борьба между государствами, народами, племенами, классами внутри государства.

«Специальная операция» — это координированные военные действия разнородных войск, объединенные единой целью для решения оперативных и стратегических задач.

Таким образом, поскольку состояние войны не было объявлено, за использование термина «война» могут привлечь к ответственность за распространение фейк-ньюс о действиях Вооруженных сил РФ и дискредитацию их использования.

Отметим, что фейком правоприменители считают не только слово «война». Например, в начале апреля СКР завел уголовное дело из-за распространения фейков о массовом убийстве в Буче.

 

→ Могут ли привлечь к ответственности за антивоенные лозунги?

Да. Именно за это предусмотрена ответственность по статье 20.3.3 КоАП РФ. И сейчас уже есть подобные случаи. Например, в Красноярске местная жительница получила штраф в 30 тыс. рублей за пацифистскую надпись на снегу. Суд посчитал это дискредитацией действий Вооруженных Сил России.

При этом после привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года уже будет привлечение к уголовной ответственности по статье 280.3 УК РФ.

 

→ Могут ли привлечь к ответственности за фотографии с митингов, на которых есть плакаты с антивоенными лозунгами?

Формально сам материал о проходящей акции не может быть поводом для привлечения к ответственности, например, по статье 20.3.3 КоАП, если в нем нет одобрения или призывов выходить на несогласованные митинги. Однако если в материале будут фотографии, на которых видны плакаты с лозунгами, то редакция потенциально может быть привлечена к ответственности за трансляцию плакатов.

 

→ Могут ли привлечь к ответственности по новым статьям за материалы, опубликованные анонимно или под псевдонимом?

Если речь идет о материале, опубликованном в зарегистрированном СМИ, то у журналиста есть право распространять подготовленные им авторские материалы под своим именем, псевдонимом или без подписи. Это защищает безопасность журналиста. В этом случае редакция обязана хранить в конфиденциальности имя журналиста.

Раскрыть эту информацию редакция может только если требование поступит от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Однако и в этой ситуации редакция может сослаться на статью 41 Закона «О СМИ» и не раскрыть имя журналиста, заявив, что материал является редакционным, подготовленным с участием иных сотрудников, и практически невозможно разграничить где начинается работа одного журналиста и заканчивается работа другого.

Если редакция сохранит имя автора в тайне, то конкретный журналист не будет привлечен к ответственности. Однако в этом случае к административной ответственности, например, по статье 20.3.3 КоАП могут привлечь редакцию СМИ. Также к уголовной ответственности по новым статьям, например, если в материалах правоприменители увидят заведомо ложную информацию об использовании ВС России (статья 207.3 УК РФ), могут привлечь главного редактора.

Действие норм закона распространяется на журналистов, блогеров, так и на анонимных пользователей.  В тоже время существует мнение, что можно безнаказанно распространять любую информацию, если делаешь это под ником или в анонимном Telegram-канале. Однако стоит понимать, что на них также распространяются нормы закона, только в этом случае правоохранительным органом нужно будет приложить чуть больше усилий и доказать, что именно вы разместили спорную публикацию со своего IP-адреса. Как показывает практика, в случае необходимости распространителей информации успешно находят.

 

→ Могут ли наказать за использование флага Украины?

Использование самого украинского флага или, например, его цветов в одежде на митинге или пикете могут признать дискредитацией использования Вооруженных сил РФ. За это предусмотрена ответственность по статье 20.3.3 КоАП РФ

Кроме того, вполне возможно, что использование флага Украины в СМИ будет восприниматься как солидарность с Украиной и несогласием с использованием Вооруженных сил России на территории этого государства. То есть, это также может быть признано дискредитацией Вооруженных сил РФ.

При этом если человек просто идёт с нарисованным флагом на руке или щеке, либо же одет в цвета украинского флага, или вывесил флаг на балконе, то все известные задержания по таким поводам завершились ничем – люди были отпущены после разбирательства. Найти в таких случаях состав административного правонарушения (а тем более уголовного преступления) крайне сложно, если человек ничего не выкрикивал, не скандировал и не требовал.

Также стоит отметить, что официальный флаг Украины, страны, являющейся членом ООН и Совета Европы, не является каким-либо запрещенным символом, демонстрация которого запрещена российским законодательством.

 

→ Могут ли привлечь к ответственности за фейк-ньюс о работе ВС РФ и дискредитацию их использованию корреспондентов и редакции иностранных СМИ?

Да, законодательство не содержит исключений, поэтому журналистов и редакцию зарубежного СМИ в случае обнаружения запрещенной информации могут привлечь к ответственности. В частности, журналиста могут привлечь к уголовной ответственности за распространение фейк-ньюс о действиях армии РФ, административной или уголовной ответственности за дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ. Также сайт издания может быть заблокирован на территории России.

При этом за нарушения по статьям 207.3 УК РФ ,20.3.3 КоАП и 280.3 УК РФ санкции в виде, например, закрытия корреспондентского пункта иностранных изданий не предусмотрены.

Подробнее о том, когда могут закрыть корреспондентский пункт, читайте в рекомендациях «Генпрокуратура сможет закрывать СМИ и блокировать сайты пожизненно. Разъяснения юриста».

 

Источник: Центр защиты прав СМИ