Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Генпрокуратура сможет закрывать СМИ и блокировать сайты пожизненно. Разъяснения юриста

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

14 июля вступили в силу поправки в три закона, которые дают Генеральной прокуратуре право без суда приостанавливать деятельность СМИ на срок до 6 месяцев, запрещать деятельность иностранных СМИ и блокировать сайты пожизненно. Отвечаем на все вопросы, которые касаются нововведений.

Версию на английском языке можно скачать здесь

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ГЕНПРОКУРАТУРА СМОЖЕТ ВРЕМЕННО ПРИОСТАНАВЛИВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ И ЗАКРЫВАТЬ ИХ

1. 1. Какой закон поменялся?

1.2. Когда Генпрокуратура сможет требовать приостановки деятельности или закрытия СМИ?

1.3. Порядок приостановки деятельности СМИ

1.4. На сколько деятельность СМИ может быть приостановлена?

1.5. Сможет ли СМИ возобновить деятельность досрочно?

1.6. Что все это значит?

2. ЛЮБОЙ САЙТ СМОГУТ ЗАБЛОКИРОВАТЬ НАВСЕГДА

2.1. Какой закон поменялся?

2.2. За распространение какой информации сайт могут заблокировать навсегда?

2.3. Как будут блокировать сайты: без уведомления и возможности отредактировать текст?

2.4. Как будут блокировать «зеркала» сайтов?

2.5. Могут ли заблокировать сайты иностранных СМИ?

3. ИНОСТРАННЫЕ СМИ БУДУТ ЗАКРЫВАТЬ В ОТВЕТ НА «НЕДРУЖЕСТВЕННЫЕ МЕРЫ»

3.1. Какой закон поменяли?

3.2. Кто и за что сможет запретить работу иностранного СМИ?

3.3. Порядок запрета деятельности иностранного СМИ

3.4. Что нельзя будет делать запрещенным СМИ?

3.5. Кто может отменить это решение?

 

1. ГЕНПРОКУРАТУРА СМОЖЕТ ВРЕМЕННО ПРИОСТАНАВЛИВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ И ЗАКРЫВАТЬ ИХ

1.1. Какой закон поменялся?

В Закон «О СМИ» введена новая статья 56.2 «Приостановление деятельности средства массовой информации, признание регистрации средства массовой информации недействительной или прекращение действия лицензии на вещание на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей».

Если раньше приостановить деятельность СМИ или признать его регистрацию недействительной мог только суд по иску Роскомнадзора, то согласно новой статье право на это получат генпрокурор и его заместители. Так, они смогут:

  • выносить требования о приостановке деятельности СМИ;
  • выносить требование о признании регистрации СМИ недействительной или о прекращении действия лицензии на вещание.

 

1.2. Когда Генпрокуратура сможет требовать приостановки деятельности или закрытия СМИ? 

Требовать приостановить деятельность СМИ Генпрокуратура сможет в случаях, если в издании распространены:

  • фейк-ньюс, то есть недостоверная общественно значимая информация, которая подается под видом достоверной и создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и т.д.;
  • фейк-ньюс об использовании Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, или об исполнении госорганами своих полномочий за пределами России в этих целях;
  • фейк-ньюс об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств;
  • информация, которую можно расценить как «неуважение к власти» (проявление в неприличной форме неуважения к обществу, государству, Конституции, государственным символам, органам государственной власти РФ);
  • информация, дискредитирующая использование ВС РФ или исполнение госорганами РФ своих полномочий в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности;
  • призывы к организации или участию в несанкционированных публичных мероприятиях, массовым нарушениям общественного порядка или общественной безопасности, введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций, либо содержащей пропаганду, обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности.

 

Читайте подробнее о том, за что деятельность СМИ смогут приостановить: 

Принудительное уважение: как не попасть под блокировку по закону о неуважении к власти

Что теперь нельзя писать о Вооруженных Силах РФ и работе госорганов за рубежом?

Что такое «фейк-ньюс»?

 

1.3. Порядок приостановки деятельности СМИ

Поводом для приостановления деятельности могут быть:

  • письменные и устные обращения граждан, организаций и должностных лиц;
  • сообщения СМИ;
  • материалы проверок;
  • материалы гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях;
  • информацию, опубликованную в открытых источниках, в том числе в интернете.

Реагировать на сообщения должны городские и районные прокуроры. При получении сигнала они должны проверить регистрацию СМИ, установить данные, которые позволят идентифицировать нарушающую закон информацию, и собрать доказательства нарушения.

Эти материалы будут отправлять в прокуратуры субъектов, а после (если основания для приостановки деятельности подтвердятся) прокурор субъекта или его заместитель должны будут утвердить заключение и отправить все документы в Генпрокуратуру.

Генпрокуратура в свою очередь в течение пяти дней (а при необходимости — незамедлительно) должна будет подготовить проект требования о приостановлении деятельности СМИ. Этот проект в течение двух дней будет согласовываться в управлении взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры, потом его должен подписать генпрокурор или его заместитель. После этого требование будет направляться в РКН.

 

1.4. На сколько деятельность СМИ может быть приостановлена?

В первый раз деятельность СМИ может быть приостановлена не более, чем на три месяца. В случае повторного нарушения — максимум на шесть месяцев. В этот период редакция, главный редактор, журналист, издатель и распространитель продукции этого издания будут не вправе осуществлять деятельность издания.

В случае, если противоправная информация, которая указана выше, была распространена в СМИ «неоднократно», то Генпрокуратура уже сможет требовать признать регистрацию СМИ недействительной или прекратить действие лицензии на вещание.

 

1.5. Сможет ли СМИ возобновить деятельность досрочно?

Де-юре у редакции будет право досрочно возобновить работу, удалив информацию, которую Генпрокуратура посчитает противоправной. Будет ли такая возможность на практике, непонятно, учитывая, что Роскомнадзор зачастую не сообщает редакции о том, какая именно информация стала причиной блокировки.

А вот в случаях, если признают недействительной регистрацию СМИ или действие лицензии на вещание будет прекращено, такой возможности не будет даже де-юре: в законе она просто не прописана.

 

1.6. Что все это значит? 

Получается, что новый закон просто «уравнивает» печатные и вещательные СМИ с сетевыми изданиями в скорости ограничения доступа к их контенту. До принятия новой нормы заблокировать любое интернет-издание было достаточно просто, а вот закрыть печатное или вещательное СМИ можно было только в судебном порядке и при условии, что изданию было вынесено два предупреждения в течение года. Теперь же закрыть любое печатное СМИ, теле- или радиоканал будет так же элементарно и быстро, как и ограничить доступ к ресурсу в сети.

При этом в случае признания регистрации СМИ недействительной редакция по сути будет терять право на название (если оно не зарегистрировано в качестве товарного знака). Это значит, что буквально на следующий день под этим же названием смогут издавать СМИ другие люди.

Кроме того, все журналисты издания, регистрация которого признана недействительной или действие лицензии на вещание которого прекращено, будут лишены аккредитации при органах власти или других организациях.

 

2. ЛЮБОЙ САЙТ СМОГУТ ЗАБЛОКИРОВАТЬ НАВСЕГДА

2.1. Какой закон поменялся?

Депутаты внесли изменения в статью 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также дополнили этот закон новой статьей 15.3-2. В ней описан порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, которые нарушили закон. Самое главное изменение — депутаты законодательно ввели возможность пожизненной внесудебной блокировки любого ресурса, на котором неоднократно была размещена различная противоправная информация. Кроме того, у Роскомнадзора появилась обязанность блокировать и обнаруженные «зеркала» сайтов, доступ к которым ограничен.

 

2.2. За распространение какой информации сайт могут заблокировать навсегда? 

Генпрокуратура сможет требовать заблокировать сайт навсегда в случаях, если на нем неоднократно была распространена информация, указанная в статьях 15.1, 15.1-1, 15.3 или 15.3-1 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Сейчас в этих статьях содержатся, например, такие основания для блокировки:

1) публикация порнографических изображений несовершеннолетних;

2) распространение информации о способах и методах изготовления и использования наркотиков и психотропных веществ, их прекурсоров и т.д.

3) распространение информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

4) публикация информации о детях-жертвах, распространение которой запрещено;

5) склонение и вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, которые опасны для жизни и здоровья несовершеннолетних или других людей;

6) распространение информации, которая в неприличной форме выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (неуважение к власти);

7) публикация призывов к экстремистской или террористической деятельности, массовым беспорядкам, участию в несогласованных митингах;

8) распространение фейк-ньюс;

9) оправдание экстремистской и террористической деятельности;

10) публикация материалов экстремистских организаций и организаций, признанных нежелательными;

11) распространение незаконной агитации и другой противоправной информации.

К этому списку депутаты также добавили:

  • распространение фейк-ньюс об использовании Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также об исполнении госорганов своих полномочий за пределами России в указанных целях;
  • публикацию информации, дискредитирующей использование ВС РФ целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнение госорганами РФ своих полномочий в этих целях;
  • распространение призывов к введению санкций в отношении России, ее граждан или юрлиц или к другими санкциям.

 

2.3. Как будут блокировать сайты: без уведомления и возможности отредактировать текст? 

Порядок ограничения доступа к сайтам, на которых неоднократно была распространена противоправная информация, прописан в новой статье 15.3-2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно ей решение о блокировке будут принимать Генеральный прокурор или его заместители. При этом ограничение доступа будет:

а) незамедлительным;

б) без предварительного уведомления владельца ресурса и возможности удалить или отредактировать спорную информацию;

в) постоянным: в законе прямо говорится, что «снятие ограничения доступа к такому информационному ресурсу не допускается». Это значит, что сайт может быть заблокирован навсегда.

Получается, что если раньше в некоторых случаях владельцев сайтов уведомляли о предстоящей блокировке и давали 24 часа чтобы отредактировать материал и избежать ограничение доступа (так, например, Роскомнадзор должен был действовать, когда в СМИ находили фейк-ньюс), то теперь все будет иначе — блокировка будет происходить незамедлительно без возможности удалить спорную информацию.

 

2.4. Как будут блокировать «зеркала» сайтов?  

Новая статья 15.3-2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязывает Роскомнадзор ограничивать доступ к копиям заблокированных ресурсов. По сути, речь идет об ограничении доступа к «зеркалам» заблокированных сайтов.

Согласно закону копия ресурса — это ресурс, сходный до степени смешения с информационным ресурсом, доступ к которому ограничен. При этом в статье не прописано, как РКН должен определять схожесть.

Процедура будет такой:

  1. В случае обнаружения в интернете сайта, схожего до степени смешения с заблокированным, Роскомнадзор должен незамедлительно принять мотивированное решение о признании этого ресурса копией сайта, доступ к которому ограничен.
  2. По системе взаимодействия Роскомнадзор должен направить операторам связи требование о принятии мер по постоянному ограничению доступа к копии заблокированного информационного ресурса.
  3. Операторы связи обязаны незамедлительно ограничить доступ к соответствующей копии информационного ресурса.

Всё. Относительно заблокированных копий в законе тоже говорится, что «снятие ограничения доступа не допускается».

 

2.5. Могут ли заблокировать сайты иностранных СМИ?
Да, новый закон не содержит исключений. Поэтому заблокирован может быть не только российский сайт, но и зарубежный.

 

3. ИНОСТРАННЫЕ СМИ БУДУТ ЗАКРЫВАТЬ В ОТВЕТ НА «НЕДРУЖЕСТВЕННЫЕ МЕРЫ»

3.1. Какой закон поменяли?

Депутаты ввели в Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» новую статью 3.4, которая дает право запрещать работу иностранных средств массовой информации в ответ на ограничение работы российских СМИ в других государствах.

 

3.2. Кто и за что сможет запретить работу иностранного СМИ?

Решение о запрете работы иностранного СМИ в России будет принимать Генеральный прокурор или его заместители по согласованию с Министерством иностранных дел.

Авторы закона утверждали, что цель таких действий — введение оперативного симметричного ответа на недружественные меры иностранных государств в отношении российских средств массовой информации, действующих на территории других стран.

То есть запретить работу иностранного СМИ в России смогут в том случае, если государство, в котором оно зарегистрировано, ввело запрет или ограничения на работу российского СМИ.
 

 

3.3. Порядок запрета деятельности иностранного СМИ

Проект решения о запрете деятельности иностранного СМИ на территории России разрабатывает Генпрокуратура. Сделать это она должна в течении пяти дней с момента обращения о необходимости запрета деятельности медиа. При этом в особых случаях, которые в нормативных актах не перечисляются, проект решения должен быть подготовлен «незамедлительно».

Этот проект должен быть согласован с МИД России. После решение подписывается генпрокурором или его заместителем и незамедлительно отправляется в Роскомнадзор.

Роскомнадзор обязан разместить это решение Генпрокуратуры на своем сайте. С момента публикации деятельность иностранного СМИ считается запрещенной.
 

 

3.4. Что нельзя будет делать запрещенным СМИ?

Решение о запрете работы иностранного СМИ в России влечет за собой:

  • запрет на распространение любых информационных материалов иностранного СМИ, в том числе через другие СМИ или в интернете, а также на производство или хранение таких материалов в целях распространения;
  • прекращение на территории России аккредитации корреспондентов иностранного средства массовой информации;
  • запрет на создание (открытие) на территории РФ структурных подразделений (представительств) иностранного СМИ и прекращение деятельности подразделений, которые были созданы до этого;
  • запрет на учреждение иностранным СМИ юрлиц в России либо участие в них;
  • признание недействительной регистрации средства массовой информации или прекращение действия лицензии на вещание.

Кроме того, в случае запрета иностранного СМИ будут наступать последствия, указанные в статье 3.2 Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». В частности, кредитные и другие финансовые организации будут обязаны отказывать в проведении операций с деньгами, если одной из сторон является запрещенное СМИ. Также финорганиации обязаны будет сообщать о фактах отказа в Федеральную службу по финансовому мониторингу, которая будет передавать информацию в Генпрокуратуру.

 

3.5. Кто сможет отменить это решение?

Отменить ранее принятое решение, может сам Генпрокурор по согласованию с МИДом и только при условии, что устранены «обстоятельства, послужившие основанием для его принятия». Это значит, что вновь разрешить работу запрещенного иностранного СМИ смогут только в том случае, если государство, которое ввело ограничения на работу российского СМИ, снимет это ограничение.

В случае отмены запрета деятельности иностранного СМИ, уведомление об этом также направляется в РКН, который размещает информацию на официальном сайте. С этого момента все ограничения должны быть сняты.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ