Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Два реестра и запрет на преподавание в вузах: депутаты рассмотрят новый закон об иноагентах во втором чтении

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Госдума РФ 28 июня рассмотрит во втором чтении проект Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Депутаты предлагают принять 14 поправок в изначальный законопроект, которые в некоторых случаях сильно расширят возможные ограничения для людей, организаций и незарегистрированных объединений, признанных иностранными агентами. Рассказываем, о самых значимых поправках, рекомендуемых к принятию.

ПОДРОБНЕЕ:

Анализ изначального проекта Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» читайте здесь: «НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ИНОАГЕНТАХ: ЧТО ПОМЕНЯЕТСЯ?».

 

1. АФФИЛИРОВАННЫХ С ИНОАГЕНТАМ ЛИЦ НЕ БУДУТ ВКЛЮЧАТЬ В РЕЕСТР ИНОАГЕНТОВ. ДЛЯ НИХ БУДЕТ ОТДЕЛЬНЫЙ.

Главное изменение, которое депутаты предлагают внести в законопроект ко второму чтению, — для лиц, аффилированных с иностранными агентами,  должен быть создан отдельный реестр. Таким образом, реестра будет два:

  • в первый будут включать всех людей, организации и общественные объединения, которые имеют статус иностранных агентов;
  • во второй — только людей, которые с иноагентами аффилированы.

К лицам, аффилированным с иностранными агентами, будут относить людей, которые входили в состав органов организации или незарегистрированного общественного объединения, были их учредителями, руководителями, работниками и т.д., или занимались политической деятельностью и получали деньги или имущество от иностранных агентов (в том числе через посредников).

 

2. ИНОАГЕНТАМ БУДЕТ ЗАПРЕЩЕНО ПРЕПОДАВАТЬ В ГОСВУЗАХ

Ко второму чтению депутаты предлагают уточнить список ограничений, которые накладываются на иностранных агентов. Если в первоначальном законопроекте были прописано, что «иностранный агент не вправе осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних», то ко второму чтению это норма звучит так:

«Иностранный агент не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами».

Это значит, что люди, признанные иностранными агентами, фактически не смогут преподавать в школах и вузах. А образовательные мероприятия организаций и общественных объединений, признанных иноагентами, не смогут посещать люди младше 18-ти лет.

Кроме того, ко второму чтению депутаты добавили еще несколько ограничений. В частности, иноагенты будут не вправе:

  • осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению их безопасности;
  • получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности;
  • принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе принимать участие в отборе исполнителей услуг.

 

3. ФОРМУ ПОМЕТКИ БУДЕТ УТВЕРЖДАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Ко второму чтению депутаты предлагают внести поправку, согласно которой форму пометки о том, что лицо признано иностранным агентом, должно будет утвердить Правительство РФ.

Это значит, что организации, общественные объединения, их руководители и члены органов, а также люди, признанные иноагентами, должны будут ставить единую утвержденную пометку на всех материалах и сообщениях, которые создаются, распространяются или направляют в органы власти в связи с осуществлением «иноагентской» деятельности.

 

4. РАСШИРЕН ПЕРЕЧЕНЬ ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В новой версии законопроекта к иностранным источникам депутаты также относят иностранные структуры без образования юридического лица. То есть деньги, имущество или иная помощь от них будет считаться иностранным финансированием.

 

5. НАУКА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — НЕ МОГУТ БЫТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. НО С ОГОВОРКАМИ

Ко второму чтению депутаты предлагают уточнить перечень видов деятельности, которые не могут быть отнесены к политической. К ним добавились деятельность в сфере «защиты человеческой жизни, семьи», а также традиционных семейных ценностей.

При этом в норму внесена небольшая оговорка. Так, деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан (и далее по списку) не может быть признана политической только в случае, если она «не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации».

 

6. ПРИОБРЕТЕНИЕ СТАТУСА ИНОАГЕНТА ОТСРОЧАТ НА ДЕНЬ

Согласно измененному ко второму чтению законопроекту статус иностранного агента организации, общественные объединения и люди будут приобретать не в день внесения записи в реестр, а на следующий.

 

7. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ И ПРОФСОЮЗЫ НЕ БУДУТ ПРИЗНАВАТЬ ИНОАГЕНТАМИ

Депутаты считают, что необходимо расширить перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами. Так, помимо органов власти, подконтрольных им компаний, религиозных организаций и политических партий в этот список предлагают внести:

  • объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • глав диппредставительств и консульских учреждений, членов дипломатического персонала, консульские должностные лица, членов административно-технического персонала дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в РФ;
  • владельцев дипломатических, служебных паспортов, которые въехали Россию в связи с исполнением служебных обязанностей должностных лиц иностранных государств;
  • сотрудников и членов административно-технического персонала аппаратов военного атташата, торговых представительств и других представительств органов государственной власти иностранных государств;
  • должностные лица международных организаций, которые въехали в Россию в связи с исполнением служебных обязанностей, сотрудников представительств международных организаций на территории РФ или сотрудников представительств и должностные лица других организаций, которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации предоставлен статус, аналогичный статусу международных организаций.

 

8. ЗАКОН ВСТУПИТ В СИЛУ 1 ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА

В изначальной версии законопроекта говорилось, что новый закон должен вступить в силу через 10 дней со дня его официального опубликования. Ко второму чтению дату вступления в силу предлагают изменить на 1 декабря 2022 года.

 

КАКИЕ ПОПРАВКИ РЕКОМЕНДУЮТ НЕ ПРИНИМАТЬ? 

Мы проанализировали и список внесенных поправок, которые Госдуме рекомендуется не принимать. Среди них есть несколько предложений, которые могли быть сделать закон не таким суровым. Вот некоторые из них: 

  1.  Сразу несколько депутатов предлагали уточнить понятие «иностранный агент». Например, группа депутатов от партии «Новые люди» предлагала изменить понятие «иностранный агент» и понимать под ним «лицо, действующее по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю иностранного принципала или лица, любая деятельность которого прямо или косвенно контролируется, направляется, регулируется или финансируется полностью или в размере не менее тридцати процентов от оборотных активов иностранным принципалом, и осуществляющее деятельность, виды которой определены в статье 4 настоящего Федерального закона». 
  2. Сразу несколько поправок касается статьи, где перечисляются те, кто не может быть признан иностранными агентами. Так, депутаты предлагали не включать в реестр различные образовательные и научные организации, научных работников, адвокатские образования и палаты, адвокатов, нотариусов и нотариальные палаты. 
  3. Также депутаты предлагали уточнить понятие «иностранное влияние» и добавить исключения, которые не могут быть признаны им. Например,  получение гонораров за публикации в иностранных СМИ или получение грантов на конкретные научные или инновационные проекты или исследования. 
  4. Кроме того, несколько поправок касались введения признания иноагентом исключительно через суд. 

Все эти поправки Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендует отклонить. 

 

Источник: Центр защиты прав СМИ