Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Будет ли рекламой упоминание безрецептурного лекарства?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Вопрос:

Может ли блогер, который является практикующим врачом, упоминать в постах конкретные безрецептурные препараты как хорошо зарекомендовавшие себя? Будет ли это считаться рекламой?

Ответ юриста Центра защиты прав СМИ:

Отвечая на этот вопрос, прежде всего стоит пояснить, что признается рекламой.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимание к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Платность или бесплатность размещения материалы, не является признаком рекламы. Поэтому рекламой могут признать и тот текст, за который никто не платил рекламораспространителю.

В случае с упоминанием конкретного препарата нужно обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, есть ли информационный повод для такого поста, насколько он важен и выражен. Для этого нужно ответить на вопросы, почему автор решил написать пост об этом лекарстве, насколько важна эта информация для читателя, почему решил рассказать именно об это препарате. Если в посте есть серьезный информационный повод, например, вышло новое исследование, то такой материал с большой вероятностью не будет признан рекламой. Если же информационного повода нет или он недостаточно выражен, то контролирующие органы вполне могут отнести публикацию к рекламным.

При этом законодательство и контролирующие органы не дают определения и критериев информационного повода, поэтому он всегда оценивается субъективно. Получается, что анализировать, насколько повод достаточный, интересный и значимый для читателя, нужно в каждом конкретном случае, учитывая, в том числе, и формат публикации, общий тон, используемые выражения и т.д.

Второй момент — насколько пост соответствует общей направленности и содержанию блога. Если блогер часто пишет о лекарствах, дает советы по их применению, рассказывает о новинках и т.д., то риски признания такой публикации рекламой меньше.

Кроме того, рекламой не признается анализ рынка. Например, если в своих постах вы по одинаковым критериям сравниваете препараты разных производителей. В этом случае важно, чтобы критерии были легко проверяемы и объективным. Также стоит обратить внимание, что какому-либо из препаратов не должно уделяться больше внимания (в том числе и объема текста, длительности видео). Причем, необязательно, чтобы препараты сравнивались в одном посте, это может быть серия публикаций, но все они должны отвечать требованиям, которые мы описали выше.

Стоит помнить, что законодательство определяет критерии рекламы достаточно расплывчато, поэтому вопрос отнесения той или иной информации к рекламе решается в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех обстоятельств размещения и после анализа конкретного текста или видео.

Подробнее о распространении рекламы в блогах читайте в нашем тексте «Блогеры и реклама: основные правила».

 

Источник: Центр защиты прав СМИ