Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Запрет на рекламу у иностранных агентов: разъяснения юристов

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

В России введен запрет на рекламу информационных ресурсов, принадлежащих людям и организациям, которые признаны иностранными агентами, а также на размещение рекламы на их сайтах. В новых рекомендациях отвечаем на самые частые вопросы о новых ограничениях.

 

ЧТО ЗАПРЕЩЕНО?

28 февраля депутаты Госдумы в третьем чтении приняли поправки в несколько законов, установив новые ограничения для иностранных агентов. Согласно изменениям, внесенным в Закон «О рекламе», теперь запрещено:

  • размещать рекламу на информационных ресурсах, которые принадлежат иностранным агентам, то есть на их сайтах, блогах или страницах в соцсетях,
  • рекламировать в других местах информационные ресурсы иноагентов.

Кроме того, отдельный запрет на размещение рекламы информационных ресурсов иностранных агентов теперь будет прописан в статье 4 Закона «О СМИ».

То есть теперь российским гражданам и организациям любых форм собственности нельзя размещать рекламу сайтов, Telegram-каналов, страниц в соцсетях и блогов, которые принадлежат иностранным агентам. Также нельзя и заключать рекламные контракты с иностранными агентами, чтобы рекламироваться на их ресурсах.

 

ЧТО ТАКОЕ РЕКЛАМА?

Реклама — это информация, которая:

а) распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

б) адресована неопределенному кругу лиц;

в) направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом неважно, оплачен ли материал (пост, упоминание в видео или аудио и т.д.): если в нем есть все вышеперечисленные признаки, то признать материал рекламой могут даже в том случае, если СМИ или блогер опубликовали его бесплатно или по бартеру.

Определение рекламы достаточно широко и расплывчато, поэтому сказать наверняка, что будет признано рекламой, а что нет, нельзя. Чтобы это определить, нужно анализировать буквально каждое слово в сообщении.

 

РЕПОСТ МАТЕРИАЛА ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ИЛИ ССЫЛКА НА НЕГО — РЕКЛАМА?

Сложно сказать, как новую норму будут применять контролирующие органы. Если судить по существующей практике, то сообщения нейтрального характера с кликабельной ссылкой на ресурс, в том числе репост, вряд ли можно отнести к рекламе, ведь цель таких постов не привлечение внимания к объекту рекламирования (сайту или каналу иностранного агента), а информирование аудитории о чем-либо.

Но повторимся: многое зависит от позиции ФАС и судебных органов. Будет ли закон работать только на запрет рекламы иноагентов, как это сейчас позиционируют депутаты, или же это попытка полной «зачистки» информационного поля от их ресурсов, покажет практика.

 

РАССЫЛКУ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ МОГУТ ПРИЗНАТЬ РЕКЛАМОЙ? 

Да, если текст письма (или его часть) отвечает критериям рекламы, то есть направлен на привлечение внимания к объекту рекламирования или поддержание интереса к нему.

Закон не устанавливает ограничений по способу, форме и средствам распространения рекламы. А это значит, что если рассылка адресована неопределенному кругу лиц и воспользоваться рекламируемым товаром или услугой может любой человек, то письмо вполне может быть признано рекламой. Важно, что даже, если в рассылке вы автоматически подставляете имя получателя письма, это не делает неопределенный круг лиц определенным.

 

РЕКЛАМА ЗАПРЕЩЕНА ТОЛЬКО НА РЕСУРСАХ, КОТОРЫМИ ВЛАДЕЮТ ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ, ИЛИ И НА ТЕХ, КОТОРЫЕ С НИМИ АССОЦИИРУЮТСЯ? 

Судебная практика по делам об административных правонарушениях показывает, что контролирующие органы не всегда въедливо разбираются, кто владеет тем или иным ресурсом, который позиционируется как ресурс иностранного агента.

Поэтому нельзя исключать, что ресурсами иностранных агентов будут считаться не только сайты и страницы в социальных сетях, которые принадлежат им по документам, но и ресурсы, которые просто ассоциируются с ними или позиционируются как, скажем, канал или страница СМИ, признанного иноагентом, но принадлежат третьим лицам.

 

НУЖНО ЛИ РАСТОРГАТЬ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ДОГОВОРЫ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ КОМПАНИЮ ПРИЗНАЛИ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ?

Ограничения на рекламу начинают действовать с момента включения человека или организации в реестр иностранных агентов. Именно с этой даты нельзя рекламировать ресурсы людей и компаний, признанных иноагентами и размещать рекламу у них.

В этом случае, да, стоит расторгнуть договор, если исполнять его дальше не планируется.

 

НУЖНО ЛИ УДАЛЯТЬ ЗАПРЕЩЕННУЮ РЕКЛАМУ, ЕСЛИ ОНА БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА В ИНТЕРНЕТЕ РАНЕЕ?

Сказать однозначно, стоит ли удалять рекламу, которая была опубликована в интернете до начала действия закона, сложно.

С одной стороны, в соответствии с положениями статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Аргументировать эту позицию можно и тем, что договор на размещение рекламы является гражданско-правовым, и к нему применяются правила, действовавшие в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).

С другой стороны, срок, в течение которого могут оштрафовать за нарушение статьи 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе» составляет 1,5 года. Однако суды считают правонарушения, связанные с распространением информации в интернете, длящимися. Это означает, что срок отсчитывается не с момента публикации материала, а с момента обнаружения незаконной рекламы контролирующими органами. И такая позиция имеет логику: реклама доступна сейчас всем пользователям, но при этом она запрещена законом.

Таким образом, вопрос о том, будут ли привлекать к ответственности за рекламу, размещенную до принятия поправок, остается открытым. Ситуация также осложняется присутствием в ней иностранных агентов, от которых государство стремится избавиться всеми способами.

До появления правоприменительной практики по новым поправкам решение оставить рекламу иностранных агентов или почистить ленту нужно принимать с учетом указанных рисков.

 

КТО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ?

Ответственность за нарушение нормы несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

 

КАК БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ?

Депутаты не стали вводить новые штрафы за нарушение запрета на рекламу ресурсов иностранных агентов и рекламирование товаров и услуг на площадках, принадлежащим им. Поэтому после вступление поправок в силу штрафовать будут по общим статьям. Но и в этом случае штрафы нельзя назвать маленькими. Например, за рекламу товаров и услуг, рекламирование которых запрещено, по статье 14.3 КоАП РФ компанию могут оштрафовать на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Что касается СМИ, то депутаты заявляют, что в случае обхода запрета издание получит сначала предупреждение о недопустимости нарушения законодательства об иноагентах. Если нарушение не будет устранено, СМИ будет грозить штраф по статье 19.5 КоАП — «Невыполнение в установленный срок законного предписания либо предупреждения органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства». Эта статья предусматривает штрафы для юрлиц от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

Но важно помнить, что повторное нарушение запрета статьи 4 Закона «О СМИ» (именно в ней прописан новый запрет) в течение двенадцати месяцев является основание для обращения Роскомнадзора в суд с требованием о прекращении деятельности данного СМИ.

Самого иностранного агента смогут оштрафовать по части 8 статьи 19.34 КоАП РФ «Нарушение порядка деятельности иностранного агента». Также предусмотрена уголовная ответственность по статье 330.1 УК РФ (уголовное дело могут возбудить только после привлечения к ответственности по частям 2-9 статьи 19.34 КоАП РФ во второй раз в течение года).

Подробнее о статусе «иностранный агент», ограничениях и обязанностях читайте в материале «Единые статус и пометка, реестры и запреты: все о законодательстве об иноагентах»

 

Источник: Центр защиты прав СМИ