Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Реестр блогеров, запрет рекламы и репостов: Госдума приняла новые поправки про соцсети

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Госдума за один день приняла во втором и третьем чтении законопроект, дополняющий Закон “Об информации информационных технологиях и о защите информации”. Теперь владельцы персональных страниц в соцсетях с аудиторией более 10 тысяч подписчиков будут обязаны сообщать данные о себе в Роскомнадзор и включаться в новый реестр. А если этого не сделать, то блогера ждет запрет рекламы, репостов и блокировка. Разбираемся во всех тонкостях новых реалий, ведь некоторые поправки начнут действовать уже в ближайшем будущем.

Что теперь будут должны делать владельцы соцсетей

1. По запросам РКН и ФСБ предоставлять сведения о пользователях, что окончательно похоронит анонимность в сети и тайну корреспонденции.

2. Маркировать страницу блогера, у которого более 10 тысяч подписчиков, о том, что он включен в реестр Роскомнадзора.

3. Блокировать в течение суток по требованию Роскомнадзора паблики или каналы блогеров, не вставших на учет в РКН. Возобновить доступ к ресурсу возможно в случае постановки на учет. Из-за этого можно ожидать противостояние Telegram и Роскомнадзора, так как огромное количество каналов, скорее всего, никуда включаться не будут, а значит РКН будет требовать их блокировки. При этом заблокировать их сам Роскомнадзор в Telegram не может. Очевидно, ожидается максимальная исполнительность от российских соцсетей – ВК, ОК, RuTube.

Что обяжут делать блогеров

1. Как только аудитория, например, Telegram-канала достигнет 10 тысяч подписчиков, блогер обязан встать на учет в Роскомнадзоре, то есть самостоятельно подать заявление и полностью себя идентифицировать. Порядок еще не утвержден, но формулировки законе очень похожи на аналогичные применительно к реестру ОРИ.

2. Пользователь соцсетей с аудиторией более 10 тысяч не может репостить материалы других пользователей с такой же аудиторий, но не включенных в реестр РКН. По сути это запрет репостов, что в цифровую эпоху нонсенс.

3. Тому, кто сам не включился в реестр, будет запрещено публиковать информацию о краудфандинге для поддержки своей страницы или паблика, а также ему запретят размещать рекламу на своей странице.

Владельцам мессенджеров тоже добавят обязанностей

1. Предоставлять сведения о пользователях по запросу органа исполнительной власти (пока неясно какого).

2. Не допускать без согласия пользователя получение электронных сообщений от пользователей, которые таким сервисом не определены. Тут не очень понятно, что имели в виду законодатели. Вероятно, речь идет о пользователях, чья личность не установлена.

Может, и обычным пользователям что-то запретят? Конечно!

Пользователям соцсетей запретят репостить блогеров, которые не зарегистрированы в реестре РКН. При этом количество подписчиков пользователя неважно, их может быть хоть 5 человек. Так что придется сверяться с очередным реестром, чтобы случайно не нарушить закон.

Какая будет ответственность за нарушение

Этот законопроект не предусматривает (пока) введения новых штрафов в КоАП РФ. И если для владельца страницы в соцсетях установлены санкции в виде блокировки, запрета репостов, рекламы и краудфандинга за невключение в реестр, то как планируется заставлять владельцев социальных сетей соблюдать новые правила, неясно. Вероятно, стоит ожидать введения новых мер ответственности.

Вместе с тем ответственность за неисполнение обязанностей владельцами мессенджеров уже предусмотрена в статье 13.39 КоАП РФ в виде штрафов для граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей и для юридических лиц – до миллиона рублей. За повторное нарушение может быть назначен штраф до двух миллионов рублей для юридических лиц.

Важный момент! А есть ли вообще понятия «блогер» и «мессенджер»?

Нет, их в закон так и не ввели.

Там оперируют понятием «пользователь социальной сети, создавший персональную страницу в соцсети». Для простоты мы здесь используем слово «блогер». Но это не обязательно профессиональный блогер с огромной аудиторией, который ведет свой паблик или канал в Telegram. Фактически под действие закона будет подпадать ЛЮБОЙ пользователь, у которого есть персональная страница (или канал) в социальных сетях с 10 тысячами подписчиков.

Однако не очень понятно, что будут делать со страничками в соцсетях зарегистрированных в Роскомнадзоре СМИ. Формально при таких формулировках в законе и наличии более 10 тысяч подписчиков они также подпадают под понятие тех самых «пользователей соцсетей», обязанных зарегистрироваться в реестре. Никакого исключения для них в законе не сделано. Кажется нелогичным включать паблики зарегистрированных СМИ в новый реестр, но нас уже мало чем можно удивить. Одно и то же медиа может быть во всех возможных реестрах, от зарегистрированных СМИ до ОРИ, иноагентов и даже нежелательных.

Простого и понятного термина «мессенджер» законодательство также не содержит. Под мессенджерами следует понимать сервисы обмена мгновенными сообщениями (пользователи определяют конкретного адресата, информация не размещается в интернете и не направляется неограниченному кругу лиц). Почти все они внесены в реестр ОРИ.

Сроки вступления в силу нововведений

Поправки о новом реестре Роскомнадзора и необходимости в него включаться вступают в силу 1 ноября 2024 года. Такая отсрочка вступления в силу закона, по-видимому, нужна для разработки и запуска всей процедуры бюрократической машины. В полной мере закон заработает лишь с 1 января 2025 года, когда начнут действовать положения о блокировке страниц и запрете репостов, рекламы и краудфандинга. При этом нормы, обязывающие предоставлять информацию о пользователях, вступят в силу сразу после официального опубликования закона.

Новые правила по деанонимизации пользователей в интернете и пользователей сотовой связи, вероятно, преследуют благую цель – борьбу с мошенничеством в этих сетях, имеющим небывалый размах сегодня. В то же время в свете современных реалий раскрытие личности независимых журналистов, гражданских активистов, оппозиционно настроенных граждан неизбежно повлечет усиление давления на них и увеличение преследований со стороны государства. Можно говорить об очередной волне зачистки информационного поля от неудобных мнений и независимых медиа. Примечательно, что в названии законопроекта и в пояснительной записке к нему говорится о внесении изменений в Закон «О связи» и другие законодательные акты, а про соцсети, блогеров и мессенджеры тактично умалчивается.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ