Роскомнадзор начал активно составлять протоколы в отношении участников иностранных агентов, которые не сопровождают свои материалами специальными пометками. В новом тексте разбираемся, кто такие участники иностранных агентов, чем они отличаются от аффилированных с иноагентами лиц, какие у них есть обязанности и риски.
1. КТО ТАКИЕ «УЧАСТНИКИ» В РЕЕСТРЕ ИНОАГЕНТОВ?
Участники иностранных агентов — это люди, которые, по данным Минюста, имеют или имели отношение к деятельности движений, проектов, незарегистрированных медиа, включенных в реестр иностранных агентов. Их фамилии вносятся в специальную графу в реестре («Полное наименование / ФИО участников»). Например, это люди, которые сотрудничают с иноагентами или публично поддерживают их работу.
Логика, по которой человека вносят в список участников, не всегда понятна — все происходит по усмотрению Минюста, поэтому фактически участником могут признать любого человека, который имеет (или имел) отношение к объединению, внесенному в реестр. В практике есть случаи, когда участником иностранного агента признавали бывших сотрудников, уволившихся до признания объединения иностранным агентом.
В соответствии с Перечнем содержащихся в реестре иностранных агентов сведений, подлежащих размещению на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который был утвержден Правительством РФ, информация об участниках вносится, если иностранным агентом признано:
- общественное объединение,
- иностранная структура без образования юридического лица,
- или иное объединение лиц.
«Иным объединением лиц» Минюст часто считает незарегистрированные медиа, а в качестве участников в реестр вносит журналистов, редакторов и других людей, которые сотрудничают или ранее сотрудничали с изданием.
Внося в реестр людей в качестве участников того или иного иностранного агента, Минюст по сути возлагает на них обязанности по исполнению требований иноагентского законодательства. Например, в практике есть случае, когда Роскомнадзор привлекал к ответственности участников того или иного объединения, если оно не соблюдает требования о пометке.
Если человек поддерживает какое-то медиа, проект или движение, признанное иностранным агентом, сотрудничает с ними, но его фамилии нет в реестре, то он не является участником, а следовательно на него не возложены никакие обязанности.
2. ЧЕМ УЧАСТНИКИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЛИЦ, АФФИЛИРОВАННЫХ С ИНОАГЕНТАМИ?
Это два разных статуса.
Понятие «лицо, аффилированное с иностранным агентом» шире, чем понятие «участник». К аффилированным лицам относятся:
- люди, которые входят или входили в состав органов юридического лица — иноагента, являются или являлись его учредителем, членом, участником, руководителем или работником;
- люди, которые входят или входили в состав органов незарегистрированного общественного объединения (или иного объединения лиц и т.д.) — иностранного агента, являются или являлись его учредителем, членом, участником, руководителем;
- люди, которые осуществляют или осуществляли политическую деятельность и получают или получили за нее деньги или другую имущественную помощь от иностранных агентов (в том числе через посредников).
Минюст ведет отдельный реестр лиц, аффилированных с иноагентами, по закону он не подлежит публикации. По факту это список людей, которые работали на организации, признанные иностранным агентом, или входили в их органы управления. При этом на людей, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются общие требования и ограничения, которые есть для самих иностранных агентов. В частности, они не должны подавать отчеты в Минюст или ставить пометки на своих материалах. Единственное исключение — если человек, аффилированный с иноагентом, является кандидатом на выборах. В этом случае при информировании и агитации необходимо указание на его статус.
Узнать о том, включен ли человек в реестр аффилированных с иностранными агентами лиц, может только он сам, отправив запрос в Минюст. Третьим лицам эта информация не выдается.
Участники иноагентов — это только те люди, которые добавлены в реестр иноагентов в графе «Полное наименование / ФИО участников». И для них предусмотрены специальные обязанности и ответственность за их неисполнение.
3. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ИНОАГЕНТОВ
Если человек признан участником какого-то иностранного агента, то он обязан сопровождать специальной пометкой некоторые материалы. А именно, материалы, которые распространяются в связи с осуществлением иноагентской деятельности проектом или медиа, участником которого он является. Например, если человек признан участником медиа-иноагента и делает репосты материалов этого издания.
Форма этой пометки утверждена Минюстом. Она должна выглядеть так:
Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) (фамилия, имя, отчество (при наличии), являющимся (учредителем, членом, участником, руководителем или лицом, входящим в состав органа лиц, указанных в части 4 статьи 9 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»), включенного в реестр иностранных агентов.
Однако, несмотря на то, что закон обязывает участников маркировать только те материалы, которые распространяются в связи с иноагентской деятельностью, на практике Роскомнадзор составляет протоколы и за посты, которые никак не относятся к работе иностранного агента, чьим участником является человек. Например, в августе 2024 года Роскомнадзор составил протокол о нарушении правил маркировки «иноагентов» на сопредседателя Центра «Мемориал» Сергея Давидиса. Материалами, при публикации которых допущены нарушения, Роскомнадзор назвал восемь публикаций в его личном Telegram-канале. Среди них были фотографии с вильнюсского полумарафона и фотографии из путешествий.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ
Для людей, которые внесены в реестр в качестве участника какого-то объединения, признанного иноагентом, есть специальная часть 5 статьи 19.34 КоАП РФ. По ней могут наказать за отсутствие пометки участника (ее форму мы привели выше) на материалах, которые создал, распространил или направил сам человек, признанный участником иностранного агента. Штрафы составляют от 10 тыс. до 30 тыс. рублей. Также возможна и уголовная ответственность по части 2 статьи 330.1 УК РФ в случае повторного нарушения в течение одного года. Примеров уголовных дел пока нет, а вот административная статья применятся достаточно часто.
Кроме того, в последнее время начали появляться случаи, когда участников наказывают за отсутствие пометки на материалах , опубликованных на площадках самих иностранных агентов. Нам известны несколько таких прецедентов, но говорить о них мы не можем по просьбе фигурантов. Поэтому давайте разберемся на отвлеченном примере.
Представьте, что есть незарегистрированное медиа «Истина», внесенное в реестр иностранных агентов. В качестве его участников в реестр внесены девять человек, среди них Иван Иванов, который в публичном поле фигурирует как руководитель издания. Медиа «Истина» не маркирует свои материалы иноагентской пометкой. Но штрафовать Роскомнадзору за это нарушение по сути некого — у издания нет зарегистрированного юрлица, которое можно привлечь к ответственности, или человека, который в документах был бы зафиксирован как руководитель или главный редактор. Именно в таких случаях ведомство и составляет протоколы на участников. По всей видимости, Роскомнадзор проводит некий анализ публичной информации и штрафует именно тех, кто позиционирует себя как руководителя объединения. В нашем случае это Иван Иванов, именно его и назначают ответственным за нарушение, допущенное иностранным агентом.
В таких ситуациях применяется часть 4 статьи 19.34 КоАП РФ, ответственность по которой де-юре должны нести только сами иностранные агенты, а по факту несут участники. Причем, мы знаем случаи, когда к ответственности привлекали людей, которые уже давно не связаны с объединением, признанным иностранным агентом.
5. КАК СТАВИТЬ ПОМЕТКУ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАНЫ И УЧАСТНИКАМИ И ИНОАГЕНТАМИ?
Ситуации, когда человек имеет личный статус иностранного агента и вместе с тем включен в реестр в качестве участника какого-то объединения-иноагента, нередки. Часто такое происходит, если человек является сотрудником (например, журналистом) какого-то медиа, признанного иностранным агентом.
Как в таких случаях ставить пометку, непонятно — никаких разъяснений по этому поводу контролирующие органы не давали. Сейчас мы рекомендуем исходить из контекста материалов:
- если материалы, распространяемые человеком, имеющим двойной статус, связаны с осуществлением деятельности иноагента, чьим участником он является, то нужно указывать пометку участника,
- если материалы не связаны с работой этого иноагента, то личную пометку.
Однако это де-юре. На практике суды могут трактовать норму иначе. Так, в августе 2024 года суд оштрафовал журналистку издания «Дождь» Валерию Ратникову за отсутствие пометки участника на постах в ее личном Telegram-канале, в том числе и на тех, которые никак не были связаны с деятельностью «Дождя». При этом на материалах была личная «иноагентская» пометка журналистки. В этом случае Роскомнадзор (а следом за ним и суд) посчитал, что поскольку в описании ее Telegram-канала было указано, что она является журналистом «Дождя», то нужно было указывать и пометку участника.
6. МОЖНО ЛИ ВЫЙТИ ИЗ ЧИСЛА УЧАСТНИКОВ ИНОАГЕНТА?
Законодательство не предусматривает процедуру выхода из состава участников иностранного агента. Фактически это можно сделать только в судебном порядке: оспорив либо распоряжение Минюста о включении в реестр в качестве участника иностранного агента, либо решение Минюста об отказе в исключении из реестра. Но пока мы не знаем случаев, когда такой иск был бы удовлетворен судом.
7. НУЖНО ЛИ СТАВИТЬ ПОМЕТКИ ПРИ УПОМИНАНИИ УЧАСТНИКОВ ИНОАГЕНТОВ В СМИ?
Нет. Указывать пометки необходимо только при распространении информации об иностранных агентах (в том числе их упоминании). Если человек внесен в реестр только в качестве участника иностранного агента и упоминается в отрыве от иностранного агента, то СМИ не обязано ставить указание на его статус.
Источник: Центр защиты прав СМИ