Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Запрет рекламы на заблокированных сайтах: разъяснение юриста

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Госдума во втором и третьем чтении приняла законопроект, запрещающий рекламу на всех заблокированных в России ресурсах: начиная от Instagram* и Facebook* и заканчивая сайтами независимых медиа, доступ к которым ограничен по различным основаниям. Отвечаем на самые частые вопросы о нововведениях.

1. ЧТО ЗАПРЕТИЛИ?

Депутаты внесли изменения в статью 12 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» и статьи 5, 18.1 и 38 Закона «О рекламе». Они вступят в силу 1 сентября 2025 года. После этого будет запрещено распространять рекламу:

  • на сайтах нежелательных организаций, в том числе медиа;
  • на ресурсах организаций и объединений, которые признаны экстремистскими или террористическими;
  • на любых сайтах, заблокированных Роскомнадзором на территории России.

 

2. ВАЖНО ЛИ, ПО КАКИМ ОСНОВАНИЯМ САЙТ ЗАБЛОКИРОВАН?

Нет. С 1 сентября реклама будет запрещена на любых заблокированных сайтах, неважно ограничили доступ к ресурсу из-за нарушения авторских прав, распространения фейков об армии или из-за чего-то еще.

Проверить, заблокирован сайт или нет, можно на сайте Роскомнадзора.

 

3. КАК ПРОВЕРИТЬ, ПРИЗНАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ, ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИЛИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ?     

Все они внесены в соответствующие реестры:

 

4. МОЖНО ЛИ РАЗМЕЩАТЬ РЕКЛАМУ, ЕСЛИ НА САЙТЕ ЗАБЛОКИРОВАН ТОЛЬКО ОДИН МАТЕРИАЛ, А НЕ ВЕСЬ РЕСУРС?

Ответить на этот вопрос сложно, так как в законе не уточняется, имеется ли в виду только блокировка всего домена «по маске» или даже те случаи, когда на сайте заблокирована всего одна страница с конкретным материалом. Вероятно, прояснить ситуацию могут только контролирующие органы, которые будут формировать практику.

 

5. РАЗМЕЩАТЬ РЕКЛАМУ У БЛОГЕРОВ В INSTAGRAM* — НЕЛЬЗЯ?

Да, так как компания Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией, реклама на этих площадках с 1 сентября будет запрещена.

 

6. НУЖНО ЛИ РАСТОРГАТЬ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ РЕКЛАМНЫЕ ДОГОВОРЫ?

Если у вас есть действующие договоры на распространение рекламы на сайтах, которые заблокированы на территории РФ, то их лучше расторгнуть до 1 сентября 2025 года.

 

7. НУЖНО ЛИ УДАЛЯТЬ РЕКЛАМУ, ЕСЛИ ОНА БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА ДО 1 СЕНТЯБРЯ 2025 ГОДА?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. В статье 1.7 КоАП РФ говорится, что закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за правонарушение, обратной силы не имеет. К тому же договор на размещение рекламы является гражданско-правовым, и к нему применяются правила, действовавшие в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).

Однако нужно помнить, что суды считают правонарушения, связанные с распространением информации в интернете, длящимися. Это означает, что срок отсчитывается не с момента публикации материала, а с момента его обнаружения контролирующими органами.

К слову, похожая ситуация с запретом рекламы на сайтах, принадлежащих иностранным агентам (он был введен в 2024 году). И пока мы не знаем о случаях, когда штрафовали бы за рекламу, опубликованную до вступления закона в силу.

 

8. КОГО И КАК БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ?

Ответственность за рекламу на заблокированных ресурсах будет возложена и на рекламораспространителей (например, владельцев сайтов или редакцию), и на рекламодателей. Наказывать будут по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Штрафы по ней для юрлиц составляют от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

 

ВАЖНО

Значительная доля блокировок происходит по требованию Генеральной прокуратуры без суда и без привлечения владельцев сайтов к ответственности. Практика показывает, что оспорить такую блокировку практически нереально, так как суды в большинстве случаев занимают позицию Генпрокуратуры.

Кроме того, зачастую не соблюдается порядок блокировки сайтов, на которых неоднократно распространялась противоправная информация. Ограничение доступа происходит без предоставления сведений владельцу ресурса о страницах, содержащих незаконную информацию. Из-за этого выполнить предусмотренную Законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации» обязанность удалить противоправный контент и возобновить доступ к сайту становится невозможным.

Тотальная блокировка сайта ограничивает доступ не только к незаконному контенту, но и к абсолютно правомерным публикациям, и представляет собой ничто иное как цензуру, которая прямо запрещена Конституцией РФ.

Этот законопроект ставит все информационные ресурсы с отличающимся от официальной версии мнением под угрозу вымирания в России.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ

*Facebook/Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена